Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Учиться религии и жить согласно полученным знаниям

Учиться религии и жить согласно полученным знаниям

Богобоязненность… Что же это такое? Из Шари’ата нам известно, что богобоязненность - это величайшее духовное богатство, которым обладает человек. Это выполнение всех повелений Всевышнего и отказ от совершения грехов. Это путь к благочестию.

Важным этапом на пути к достижению богобоязненности является набор необходимых знаний по религии. Получая религиозные уроки, очень важно не только накапливать знания, но и жить согласно им. 
Есть люди, которые соревнуются с другими в количестве пройденного материала, но не применяют свои знания в жизни. Такие люди не получат той пользы, которую они могли бы получить, если бы следовали тому, чему их учили.

Расскажем историю об одном ученике, который достоин стать примером каждому из нас в использовании полученных знаний на практике.

Один теолог спросил своего ученика: «Как давно ты меня сопровождаешь[1]?». Ученик ответил: «Уже 33 года». Тогда ученый спросил: «Чему ты научился у меня за это время?». Ученик ответил: «Я усвоил восемь вопросов». Учитель сказал: «Как же так?! Моя жизнь прошла с тобой, а ты научился от меня всего восьми вопросам?!» Ученик ответил: «О, мой наставник, я научился только этому и не хочу обманывать». И учитель сказал ему: «Тогда расскажи, чему ты научился». Ученик ответил:

«Первый вопрос: Я наблюдал за созданиями Бога и увидел, что каждый что-то или кого-то любит, но когда он умирает, то расстается с любимыми.

И тогда я сделал так, чтобы моими любимыми были вознаграждения от Аллаhа Всевышнего – ведь, когда я уйду из этой жизни, они останутся со мной.

Второй вопрос: Я размышлял об Аяте из Кур`ана (Сура «Ан-Нази‘ат», Аят 40), в котором сказано:

وَأَمَّا مَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ وَنَهَى النَّفْسَ عَنِ الْهَوَي

فَإِنَّ الْجَنَّةَ هِيَ الْمَأْوَى

Это означает: «Воистину, тот, кто боится нарушать Повеления Всевышнего и запрещает себе следовать своим желаниям, будет в Раю»[2]. Тогда я стал избегать мирских желаний, до тех пор, пока не окреп на пути покорности Всевышнему.

Третий вопрос: Я наблюдал за людьми и видел, как они берегут свои ценности, боясь их потерять. Тогда я вспомнил об Аяте Кур`ана (Сура «Ан-Нахль», Аят 96), в котором сказано:

 مَا عِنْدَكُمْ يَنفَدُ وَمَا عِنْدَ اللَّهِ بَاقٍ وَلَنَجْزِيَنَّ الَّذِينَ صَبَرُوا أَجْرَهُمْ بِأَحْسَنِ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

Это означает: «То, что у вас есть – пропадёт, а то, что у Аллаhа Всевышнего – остается. И для тех, кто терпел ради Аллаhа, будет особое вознаграждение за добро, которое они сделали»[3].

И каждый раз, когда ко мне в руки попадало что-либо, имеющее ценность, то я расходовал это ради Аллаhа, чтоб сохранить у Него.

Четвертый вопрос: Когда я смотрел на людей и видел, что у каждого есть какое-то имущество или высокое положение, благородное происхождение, то думал о том, что сказано Аллаhом Всевышним (Сура «Аль-Худжурат», Аят 13):

إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللهِ أَتْقَاكُمْ

Это означает: «Воистину, наилучшие из вас – те, которые более богобоязненны».

Тогда я стал работать над собой, укрепляя богобоязненность, чтобы стать одним из благочестивых.

Пятый вопрос: Когда я наблюдал за людьми и видел, что одни нападают на других, ругают, проклинают друг друга – и все это из-за зависти, я подумал о том, что сказано Аллаhом Всевышним (Сура «Аз-Зухруф», Аят 32):

نَحْنُ قَسَمْنَا بَيْنَهُمْ مَعِيشَتَهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا

Это означает, что Аллаh разделил между ними то, что есть в этой жизни[4]. Тогда я оградил свое сердце от зависти и отказался от мирских стремлений. Я понял, что доля каждого предопределена Аллаhом, и так я избавил себя от зависти к другим людям.

Шестой вопрос: Я смотрел вокруг и видел, что люди враждуют между собой, угнетают и убивают друг друга. Тогда я стал размышлять над значением Аята (Сура «Фатыр», Аят 6), в котором сказано:

إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا

Это означает: «Воистину, шайтан – враг для вас, и будьте с ним врагами».

Тогда я отказался враждовать с братьями и направил вражду против шайтана.

Седьмой вопрос: Я наблюдал за окружающими и видел, сколько сил они тратят и часто унижаются ради получения материальных средств. И даже доходят до того, что добывают их недозволенным путем. Тогда я подумал над тем, что сказано Аллаhом Всевышним в Кур`ане (Сура «hуд», Аят 6):

وَمَا مِنْ دَابَّةٍ فِي الأَرْضِ إِلاَّ عَلَى اللهِ رِزْقُهَا

Это означает: «Каждому, кто ходит по земле, средства к существованию предопределены и даются Аллаhом».

Я понял, что я и есть один из тех, кто ходит по земле. Тогда я направил силы на выполнение повелений Аллаhа и оставил заботу о ризке[5], уповая на Всевышнего.

Восьмой вопрос: Я смотрел на то, что меня окружает и видел, что каждый созданный уповает на другого созданного: на богатство, должность, здоровье и так далее. Тогда я подумал над тем, что сказано Аллаhом Всевышним в Кур`ане (Сура «Ат-Таляк», Аят 3):

وَمَنْ يِتَوَكَّلْ عَلَى اللهِ فَهُوَ حَسْبُهُ

Это означает: «Тому, кто уповает на Создателя, Аллаh даст соответствующее вознаграждение и в этой жизни даст верующему защиту и спокойствие».

Тогда я перестал надеяться на кого-либо или что-либо из Его созданий и стремился уповать только на Алла».

После этих слов учитель попросил у Всевышнего благословения для своего ученика. И мы просим у Аллаhа милости и высокой степени богобоязненности для себя и для вас.

 ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[1] По давней традиции ученики сопровождали учителей, то есть находились рядом с ними и получали знания.

[2] В этом Аяте речь идет о тех благочестивых людях, которые не только боятся грешить, но и удерживают себя от слепого следования своим желаниям, даже если они дозволены, но мешают им развиваться духовно. Они выбирают путь аскетизма и не тратят время без пользы.

[3] То есть с мирскими ценностями (богатством, домами, детьми) придет время расставаться, а за добро, сделанное ради Аллаhа, останется вознаграждение. Богатство лучше расходовать как милостыню, то есть использовать дарованные Аллаhом блага для получения вознаграждения на Том Свете – тогда это будет в сохранности Аллаhа в пользу следующей жизни: если есть знания, то использовать их самому и передавать другим; если есть пропитание, то благодарить Аллаhа за это и использовать, чтобы набраться сил для соблюдения Повелений Всевышнего.

[4] Каждый получит свою долю, предопределенную Аллаhом – ни больше, ни меньше

[5] Пропитание, средства к существованию, имущество.