Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - ХАДИС ДНЯ: о праведности

ХАДИС ДНЯ: о праведности

Двадцать седьмой Хадис

عَنْ النَّوَّاسِ بْنِ سَمْعَانَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم قَالَ: الْبِرُّ حُسْنُ الْخُلُقِ، وَالإِثْمُ مَا حَاكَ فِي نَفْسِكَ، وَكَرِهْتَ أَنْ يَطَّلِعَ عَلَيْهِ النَّاسُ رَوَاهُ مُسْلِمٌ . وَعَنْ وَابِصَةَ بْنِ مَعْبَدٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: أَتَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم فَقَالَ: جِئْتَ تَسْأَلُ عَنْ الْبِرِّ؟ قُلْت: نَعَمْ. فقَالَ: اسْتَفْتِ قَلْبَكَ، الْبِرُّ مَا اطْمَأَنَّتْ إلَيْهِ النَّفْسُ، وَاطْمَأَنَّ إلَيْهِ الْقَلْبُ، وَالإِثْمُ مَا حَاكَ فِي النَّفْسِ وَتَرَدَّدَ فِي الصَّدْرِ، وَإِنْ أَفْتَاك النَّاسُ وَأَفْتَوْك. حَدِيثٌ حَسَنٌ، رَوَيْنَاهُ في مُسْنَدَي الإِمَامَيْنِ أَحْمَدَ بْنِ حَنْبَلٍ وَالدَّارِمِيّ بِإِسْنَادٍ حَسَنٍ

unnamed

Передал Ан-Наууас ибн Сам‘ан, да благословит его Аллаh, что Пророк, мир Ему, сказал:

الْبِرُّ حُسْنُ الْخُلُقِ، وَالإِثْمُ مَا حَاكَ فِي نَفْسِكَ، وَكَرِهْتَ أَنْ يَطَّلِعَ عَلَيْهِ النَّاسُ

Это означает: «Благое деяние – признак высокой нравственности, а плохое деяние (грех) – это то, что вызывает в твоем сердце тревогу и беспокойство, и ты не хочешь, чтобы об этом узнали люди». Передал имам Муслим.

Также передал Уабиса ибн Ма‘бад, да благословит его Аллаh: «Я пришел к Посланнику Аллаhа, мир Ему, и Он сказал:

جِئْتَ تَسْأَلُ عَنْ الْبِرِّ؟

Это означает: «Ты пришел, чтобы спросить о праведности?»

Я сказал: «Да».

Он сказал:

اسْتَفْتِ قَلْبَكَ، الْبِرُّ مَا اطْمَأَنَّتْ إلَيْهِ النَّفْسُ، وَاطْمَأَنَّ إلَيْهِ الْقَلْبُ، وَالإِثْمُ مَا حَاكَ فِي النَّفْسِ وَتَرَدَّدَ فِي الصَّدْرِ، وَإِنْ أَفْتَاك النَّاسُ وَأَفْتَوْك

,Это означает: «Спроси свое сердце[1]! Праведность – это то, что легко воспринимается, о чем душа не беспокоится, а грехи – это то, что вызывает у тебя волнение в душе, беспокойство в сердце, даже после того, как люди сказали тебе, что, по их мнению, ты поступил законно»». Здесь имеется в виду, что Уабиса ибн Ма‘бад должен делать свой иджтиhад, так как он достиг этого уровня (это означает, что не каждый может делать свой иджтиhад, а только тот, кто достиг такого уровня).

Передали имамы Ахмад ибн Ханбаль и Ад-Даримий по достоверной цепочке передач.

 

[1] Это касается ученых-муджтаhидов, которые имеют ученую степень, позволяющую вывести заключение по религиозным вопросам, основываясь на Кур`ан и Хадисы