Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
الإيمان أن تؤمن بالله و ملائكته و كتبه و رسله و اليوم الآخر و تؤمن بالقدر خيره والشره
Это означает: «Иман – это значить верить в Аллаhа, Его Ангелов, Его Книги, Его Посланников, Судный День и верить в Предопределение добра и зла».
Наивысшая из обязанностей, возложенная на рабов Аллаhа, – это вера в Одного-Единственного и Единого Создателя. Верующий – это тот, кто имеет правильные убеждения о Боге и не придает Ему никакого соучастника. Тот, кто имеет неверные убеждения о Боге и приписывает Ему недостатки, не может считаться верующим и не знает своего Создателя.
Сказал величайший Исламский ученый Имам Аль-Газалий:
لا تصح العبادة إلا بعد معرفة المعبود
Это означает: «Поклонение принимается лишь у того, кто узнает кому нужно поклоняться». То есть Аллаh принимает поклонение тех, кто верит в Создателя, знает, что Ему присуще и не приписывает Ему ни соучастника, ни подобия, ни недостатки.
Из Основ Веры в Аллаhа Всевышнего – убеждение без сомнений, что Аллаh существует и нет абсолютно ничего подобного Ему, и убеждение, что все создано Им.
Аллаh не подобен Своим созданиям, и ни одно из созданий Аллаhа не подобно Ему. В Священном Кур`ане, в Суре 42 «Аш-Шура», в Аяте 11 сказано:
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ
Это означает: «Нет ничего подобного Богу».
Этот Аят – самый ясный Аят в Кур`ане, доказывающий, что Создатель не имеет подобия. Аллаh не похож на Свои создания ни в Сущности, ни в Делах, ни в Сыфатах (Атрибутах). Аллаh не похож ни на одно из своих созданий ни полностью, ни частично. Он не похож ни на одушевленные творения, ни на неодушевленные. Если бы Аллаh был подобен созданным, то Ему были бы присущи качества созданных, и Он нуждался бы в том, кто даровал Ему эти качества. Нужда – это слабость. Кто нуждается в чем-либо, тот слаб, а слабость не присуща Богу. Следовательно, Богу не присуще подобие.
Бог существует без образа, без места и без направлений. Нельзя думать, что Аллаh где-то находится или занимает место в пространстве. Аллаh существовал без места до создания места, сейчас существует без места и таким Он будет Вечно без конца. Так как не присущи изменения Создателю изменений.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
كَانَ اللهُ وَلَمْ يَكُنْ شَىْءٌ غَيْرُهُ
Это означает: «Аллаh существовал вечно и не было ничего, кроме Него».
Данное изречение Пророка, мир Ему, разъясняет нам, что в вечности не существовало ничего, кроме Аллаhа. Он существовал до создания места, пространства, направлений, Небес, не нуждаясь в них, и после их создания не менялся и существует таким, каким был вечно, то есть без места и направлений.
Двоюродный брат Пророка Мухаммада, мир Ему, имам 'Али, да будет им доволен Аллаh, сказал:
كَان عَلَيْهِ مَا عَلى الآنَ وَهُوَ مَكَان وَلا اللهُ كَانَ
Это означает: «Аллаh был, и не было места, и сейчас Он существует таким, как и был (то есть без места)».
Передал это изречение имам Абу Мансур Аль-Багдадий, в книге «Аль-фарку байналь фирак».
Абсурдно считать, что Аллаhу присуще подобие, так как тогда Он не был бы Единственным, то есть Тем, Которому нет равных. Аллаhу не присущи сыфаты созданных, так как они имеют начало и имеют конец своего существования, то есть они не вечны. Тот, который имеет начало, нуждается в том, кто дал ему это начало.
В Кур`ане сказано:
و لله المثل الأعلى
это означает: «Сыфаты Аллаhа не подобны сыфатам созданных» (Сура 16 «Ан-Нахль», Аят 60).
Вторая основа Веры – убеждение, что Аллаh Создатель всего, что вошло в бытие. Аллаh – Создатель Небес, земель и всего, что между ними.
Сказано в Кур`ане (Сура Ар-Ра'ад, Аят 16):
اللهُ خَالِقُ كُلِّ شَىْءٍ
Это означает: «Аллаh – Создатель всего».
Пророк, мир Ему, учил, что Аллаhом создано все одушевленные и неодушевленные тела, а также Аллаhом созданы действия Его творений: движение, покой, намерения, произвольные и непроизвольные мысли. Ни природа, ни какая-либо причина не являются создателем. Все появилось в бытие по Его Воле, Его Могуществу и Его Вечному Знанию.
Аллаh Всевышний сказал в Кур'ане:
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَجَعَلَ الظُّلُمَاتِ وَالنُّورَ
Это означает: «Хвала Аллаhу, Который создал Небеса и земли, а также тьму и свет». (Сура Аль-Ан'ам, Аят 1). То есть даже свет и тьма созданы Богом.
Создавать – означает давать бытие после небытия, а потому это присуще только Аллаhу.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
إِنَّ اللهَ صَانِعُ كُلِّ صَانِعٍ وصَنْعَتِهِ رَوَاهُ الحَاكِمُ وَالبَيْهَقِي
Это означает: «Аллаh – Создатель каждого действующего и его действия». Этот Хадис передали Аль-Хаким, Аль-Байhакый и ибн Хиббан от Хузайфа. Из этого Хадиса понимаем, что и сам человек и действия человека созданы Аллаhом и никто, кроме Аллаhа ничего не создает.
Сказано в Кур`ане:
قُلْ إِنَّ صَلاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي للهِ رَبِّ العَالَمِينَ
Это означает: «Скажи: Мои Намазы, мои совершенные ритуалы, моя жизнь и смерть созданы Аллаhом – Господом миров» (Сура «Аль-Ан‘ам», Аят 162).
Человек не создает свои действия, он лишь приобретает их. Приобретение – это направление человеком своей воли и желаний к действию, которое создается Аллаhом.
Сказано в Кур`ане:
لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ
Это означает: «Человек получит вознаграждение за то, что он приобрел из добра, и ответит за то, что он приобрел из зла». (Сура «Аль-Бакара», Аят 286).
Никто и ничто не может препятствовать Воле Создателя. Аллаh делает в Своем Владении все, что Он хочет и Он судит Свои творения так, как Он хочет.
Аллаh Всевышний повелел нам строго следовать принципу Единобожия, верить в Создателя без малейшего сомнения, не придавая соучастника и не приписывая Ему недостойного.