Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Что такое тауассуль? Дозволен ли он в Шари‘ате?

Что такое тауассуль? Дозволен ли он в Шари‘ате?

Вопрос: Что такое тауассуль? Дозволен ли он в Шари‘ате?

Ответ: Тауассуль – особый религиозный ритуал – обращение к Богу ради Пророков или святых. Это просьба о получении пользы или защиты от вреда с упоминанием в знак почетности имени Пророка, мир Ему, или святого.

Стоит отметить, что мусульмане, прося у Аллаhа что-либо ради Пророков или святых, убеждены, что Создатель всего только Аллаh, а святые являются причинами получения человеком благословения и не создают ни пользу, ни что-либо другое.

Мусульмане никогда не обожествляли и не обожествляют ни Пророков, ни святых людей и не придают Аллаhу соучастников. Верующие убеждены в том, что все люди – рабы Аллаhа и созданы Им.

Мусульмане твердо знают, что Пророки, мир Им всем, и святые люди не достойны поклонения, не обожествляют и не называют их словом «Бог». Они убеждены, что Пророки и святые люди – рабы Аллаhа, что они избраны Им: Аллаh наделил Их благословенностью и величием. Благодаря обращению к Пророкам и святым, люди видят проявление к себе Милости Всевышнего Аллаhа.

То, что тауассуль одобрен в нашей религии, подтверждается Аятами из Кур`ана и Хадисами Пророка Мухаммада, мир Ему.

Сказано в Кур`ане (Сураh 5 «Аль-Ма`идаh», Аят 35)

﴿ وَابْتَغُواْ إِلَيهِ الْوَسِيلَةَ ﴾

Это означает: «Обращайтесь к Аллаhу с просьбой, усердно ищите пути исполнения просьб, надеясь на Аллаhа».

То есть все, что может вас приблизить к цели вашей просьбы – стремитесь к этому. Используйте причины, а Аллаh дарует вам то, к чему вы стремитесь, то есть Аллаh дарует вам то, что вы хотите благодаря этим причинам. Аллаh Всемогущ, если бы Он хотел, то даровал бы вам то, что вы желаете и без этих причин.

Святые (азизлер) – это люди, которых любит Создатель, поэтому мольба, обращенная к Аллаhу ради них, совершается верующими в надежде на то, что Аллаh примет Ду‘а` ради них.

Тауассуль, зиярат и другие обряды, которые совершают верующие, совершал и сам Пророк Мухаммад, мир Ему, Его сподвижники, а также саляфиты и халяфиты. В одном из Хадисов Пророка Мухаммада, мир Ему, приводится следующее Ду‘а` (мольбу):

اللهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ بِحَقّ السَّائِلِينَ عَلَيْكَ  حسنه الحافظ ابن حجر في نتائج الأفكار

Это означает: «О, Аллаh! Я прошу Тебя ради тех, которые просят у Тебя (то есть, почётные люди: Пророки и святые)».

Это изречение передал Аль-Хафиз ибн Хаджар и дал ему степень «хасан» т.е. хороший.

Нет сомнения в том, что это обращение – тауассуль. Пророк Мухаммад, мир Ему, научил этому Ду‘а` Своих сподвижников и советовал им его читать.

Также передано в правдивом Хадисе, что когда умерла тетя Пророка, мир Ему, Фатымаh дочь Асада (мать имама ‘Алий, двоюродного брата Пророка, мир Ему), которая воспитывала Его в детстве, Пророк, мир Ему, своими благословенными руками уложил её в нишу могилы и сказал:

اللهُمَّ اغْفِرْ لأُمِّي فَاطِمَةَ بِنْتِ أَسَد وَوَسِّعْ عَلَيْهَا مَدْخَلَهَا بِحَقِّ نَبِيِّكَ

والأَنْبِيَاءِ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِي إِنَّكَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ

Это означает: «О, Аллаh! Прости мою «мать» Фатыму дочь Асада и расширь ее могилу ради Твоего Пророка и Пророков, которые были до меня. Воистину, Ты – Милостивый!».

Также передано в правдивом Хадисе, что к Пророку пришел слепой и попросил Его прочитать Ду‘а`, чтобы Аллаh вернул тому зрение. Пророк Мухаммад, мир Ему, ответил слепому, означающее: «Сделай Таhарат (ритуальное омовение) и читай Намаз из двух рак‘атов с последующим чтением такого Ду‘а` (мольбы):

اللهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ وَأَتَوَجَّهُ إِلَيْكَ بِنَبِيِّكَ مُحَمَّدٍ نَبِيّ الرَّحْمَةِ

يَا مُحَمَّدُ إِنِّي أَتَوَجَّهُ بِكَ إِلى رَبّي فِي حَاجَتِي لِتُقْضَى لِي اللهُمَّ فَشَفِّعْهُ فِيَّ  رواه الطبراني في معجميه الكبير والصغير وصححه

Это означает: «О, Аллаh! Я прошу Тебя через Твоего Пророка Мухаммада, мир Ему, – Пророка Милости. О, Мухаммад! Я обращаюсь через Тебя к Аллаhу. О, Аллаh! Даруй мне то, что я прошу ради Твоего Пророка!».

После чтения этого Ду‘а` Аллаh даровал слепому зрение.

Это изречение передал Ат-Табараний в «Большом» и «Малом» сборниках и дал ему степень съахих (правдивый).

Один из сподвижников Пророка, мир Ему, Биляль ибн Аль-Харис, подойдя к могиле Пророка, мир Ему, сказал:

”يَا رَسُولَ اللهِ اسْتَسْقِ لأُمَّتِكَ“

رواه البيهقي في شعب الإيمان وصححه وابن حجر في فتح الباري

Это означает: «О, Посланник Аллаhа! Прочти Ду‘а` о ниспослании дождя для твоей общины!».

Об этом случае рассказал имам Аль-Байhакый в книге «Шу‘аб аль-Иман».

В наше время ваххабиты отрицают тауассуль. Они безосновательно обвинив в неверии всех мусульман, отклонились от пути праведных имамов и попали в заблуждение. Ваххабиты утверждают, что посещение могил Пророков, мир Им, святых людей и тауассуль через них, является ширком (язычеством).

В тауассуле нет ничего предосудительного или порицаемого, за исключением случая, когда человек думает, что тот, через кого он обращается, что-либо создает. Раз мусульманин убежден, что это действие создает только Аллаh, и никто кроме Аллаhа, то в его обращении к Пророку или к святому нет ничего, противоречащего религии. Также, если человек относит какое-нибудь действие не к Аллаhу, а к созданному, – это не повредит Вере мусульманина, поскольку он убежден, что создает только Аллаh. То, что тауассуль одобрен в нашей религии сказано в Кур`ане и сам Пророк Мухаммад, мир Ему, учил этому.

Из этого мы понимаем, что посещение святых мест, обращение к Творцу с Ду‘а` ради святых одобрено в Исламе и не противоречит Шари‘ату. Тысячи лет мусульмане совершают эти обряды, и никто из ученых никогда не высказался об их запрете, поскольку эти традиции не выходят за рамки Шари‘ата.

Контакты

Центральное духовное управление мусульман -

Таврический муфтият, Муфтият Крыма,

ул. 1 Конной Армии, 66,

г. Симферополь, Республика Крым, Россия, 295024,

тел.: +7978-038-83-89,

e-mail: [email protected]