Это должен знать каждый мусульманин. 13 из атрибутов Аллаhа

Категория: Вера в Бога Просмотров: 5948

На почет знаний о Единобожии указывают очень многие религиозные тексты. Например, сказал великий имам Абуль-Хасан Аль-Аш’арий, да будет ему милость от Аллаhа:

أَوَّلُ مَا يَجِبُ عَلى الْعَبْدِ الْعِلْمُ بِاللَّهِ وَ رَسُولِهِ وَ دِينِهِ

Это означает: «Первая обязанность раба – знание об Аллаhе, Его Посланнике и религии».

В знания о Создателе входит знание следующих тринадцати из Его сыфатов (атрибутов): Существование (الوجُودُ), Единственность (الوَحْدَانِيَّة), Вечность без начала(القِدَمُ), Бесконечность(البَقَاء), Существование, не нуждаясь ни в ком и ни в чем(القِيَامُبِنَفْسِه), Могущество(القُدْرَة), Воля(الإِرَادَة), Всезнание(العِلْمُ), Всеслышание(السَّمْع), Всевидение(البَصَر), Жизнь(الحَيَاة), Речь(الكَلام), Отличие от созданных(المُخَالَفَة ُلِلْحَوَادِثِ).

Эти сыфаты многократно упоминаются в Кур`ане и в Хадисах Пророка Мухаммада, мир Ему, а также Посланник Аллаhа уделял особое внимание тому, чтобы каждый изучил их значение. Поэтому исламские ученые единогласно сошлись в том, что знать значение этих атрибутов Аллаhа – обязанность каждого мукалляфа[1].

Противоречие, отрицание или издевательство над одним из них – против нашей религии. И тот, кто совершает это, не является мусульманином.

А теперь вкратце расскажем о значении каждого из них:

Аллаh существует, и нет сомнения в Его существовании. Аллаh существует Сам по Себе, и никто не дал Ему это Существование. Его Существование не похоже на существование созданных.

Аллаh – Единственный Создатель. Он – Один, но не в значении числа, так как число можно разделить или умножить и т.п., а в значении, что Он не имеет сотоварищей, нет у Него соучастника в божественности.

Нет начала Существования Аллаhа. Он Вечный без начала. И человеческий разум подтверждает это, ведь если бы Аллаh имел начало, то Он нуждался бы в том, кто Его создал, кто дал Ему начало, а это – абсурд. Отсюда следует, что Его Существование вечно.

Аллаh не умирает, не исчезает и не меняется. Он существует бесконечно Сам по Себе, и никто не дал Ему эту вечность.

Аллаh существует Сам по Себе и не нуждается ни в ком и ни в чем, так как нужда не присуща Создателю и абсурд по отношению к Нему, потому что она указывает на слабость.

Аллаh Всемогущ над всем. В понятие «все» входит то, что возможно представить его бытие или небытие. Аллаh Всемогущ создать все, что хотел, и никто не может по препятствовать или помешать Ему в этом. Все, что хотел Аллаh, было,чего не хотел – не было.

Воля обязательно присуща Аллаhу, она вечна без начала и без конца и не изменяется. Этим сыфатом Аллаh определяет всему возможно существующему бытие вместо небытия, определенные качества вместо других, в определенное время, а не в другое.

Знание Аллаhа – вечное без начала и без конца. Аллаh Всезнающий. Он знает о Себе, о Своих сыфатах и о том, что создает. Его Знание не увеличивается, не уменьшается и не обновляется.

Аллаh слышит все слышимое, но Его Слышание абсолютно отличается от слуха созданных. Аллаh слышит, не нуждаясь в органах слуха.

И наш разум подтверждает, что Аллаh обязательно Слышащий, так как, если бы у Аллаhа не было такого сыфата, то Ему была бы присуща глухота, а глухота – недостаток. Аллаhу не присущи недостатки, так как это абсурд по отношению к Нему.

Аллаh видит все существующее без помощи органов зрения, так как органы присущи созданным.

И человек также может постигнуть, что этот атрибут присущ Создателю, так как если бы у Аллаhа не было такого сыфата, то Он был бы слепым, а слепота – это недостаток. Аллаhу не присущи недостатки, так как это абсурд по отношению к Творцу. Кто говорит, что Аллаh – слепой, тот – немусульманин.

Аллаh сказал о Себе в священном Кур`ане (Сура Аш-Шура, Аят 11):

وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِير

Это означает: «Он – Всеслышащий и Всевидящий».

Аллаh - Живой. И жизнь Создателя не похожа на жизнь созданных. Его Жизнь без начала и конца, без души, плоти и крови. Доказательством того, что Аллаhу обязательно присуща Жизнь, является существование этого мира. Если бы Он не был живым, то ничего бы не появилось.

Аллаh говорит, но Его Речь не подобна нашей. Речь Аллаhа не имеет ни букв, ни звуков, ни голоса, ни языка. Речь Аллаhа вечна без начала и без конца, она не начинается, не прекращается, не изменяется.

Аллаh не похож ни на кого и ни на что. Аллаh не занимает какое-либо место в пространстве и не имеет объема. Аллаh не тело и не присущи Ему качества созданных, такие как движение, покой, вкус, запах, цвет, соединение, разделение и так далее.

Сказал имам Абу Ханифа:

أَنَّى يُشْبِهُ الخَالِقُ مَخْلُوقَهُ

Это означает: «Создатель не похож на созданных».

Сказал имам Абу Сулейман Аль-Хаттабий:

إِنَّ الَّذِي يَجِبُ عَلَيْنَا وَعَلى كُلِّ مُسْلِمٍ أَنْ يَعْلَمَهُ أَنَّ رَبَّنَا لَيْسَ بِذِي صُورَةٍ وَلا هَيْئَةٍ، فَإِنَّ الصُّورَةَ تَقْتَضِي الكَيْفِيَّةَ، وَهِيَ عَنِ اللهِ وَعَنْ صِفَاتِهِ مَنْفِيَّة

Это означает: «Наша обязанность и обязанность каждого мусульманина – знать, что Аллаh не имеет ни фигуры, ни образа, так как фигура состоит из формы, а Аллаhу и Его сыфатам это не присуще». Передал это имам Аль-Байhакый в книге «Имена и сыфаты».

А также имам Абу Джа‘фар Ат-Тахаyий сказал:

وَمَنْ وَصَفَ اللهَ بِمَعْنى مِنْ مَعَانِي البَشَرِ فَقَدْ كَفَرَ

Это означает: «Кто приписывает Аллаhу какое-либо из человеческих свойств, тот совершает неверие».

Просим у Аллаhа укрепить нас в исламских знаниях и оградить от невежества в религиозных вопросах!

_______________________________________________

[1] Мукалляф – тот, который будет отвечать за свои деяния в День Суда: совершеннолетний, разумный, слышавший призыв к Исламу.