Маhр – это дар, который муж дает жене при заключении брака (по договоренности сторон).
Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане (Сура 4 «Ан-Ниса`», Аят 4):
وَءَاتُوا النّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً
Это означает: «Давайте женам маhр».
Маhром может быть любое имущество (деньги, одежда, квартира и тому подобное), а также обучение полезной профессии или знаниям.
О том, чтобы давали женщинам маhр, сказано в Кур`ане (Сура 4 «Ан-Ниса`», Аят 25):
وَءَاتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ
Это означает: «И давайте им маhр».
Определить маhр при бракосочетании, даже если он совсем мал – Сунна.
Пророк Мухаммад, мир Ему говорил:
اِلتَمِسْ وَلَوْ خَاتَماً مِنْ حَدِيدٍ
Это означает: «Давайте маhр, даже если это железное кольцо». Передал имам Аль-Бухарий.
Если маhр не упоминали при бракосочетании, акт никяха все равно является правильным. Маhр определяется при обоюдном согласии сторон независимо от того, каким он является по характеру, по размерам и сроку исполнения. Его может определить даже то религиозное лицо, которое совершает акт бракосочетания, но только в том случае, если жених и невеста спорят и не могут договориться. Тогда он определяет такой маhр, который обычно предлагается женщинам в данной местности, независимо от того, довольны этим стороны или нет.
Если маhр не был упомянут, а акт бракосочетания уже совершен, и после этого муж имел с женой половое отношение, то жена имеет право требовать такой маhр, какой получают женщины, подобные ей по красоте, положению, и имеющие аналогичные достоинства. Например, в подобной ситуации женщина может получить такой же маhр, какой получила её сестра или дочь брата с учетом возраста, ума, красоты, богатства, красноречия, воспитания, знания и наличия девственности.
Если маhр определяется, он должен быть определен конкретно и однозначно. Не является правильным маhр, если отец-попечитель говорит жениху: «Я отдал свою дочь тебе в жены за маhр – одну из твоих квартир».
Женщина имеет право воздержаться от полового акта с мужем, пока не получит неотложный маhр. А что касается отсроченного маhра, то она может требовать после совершения полового акта, в том случае, если не был определен срок выдачи. А если определили срок выдачи, то по истечении договоренного срока.
При разводе, если муж вообще не имел с женой половых отношений, он получает обратно половину маhра, если уже отдал маhр жене. Если маhр был определен как долг, то муж должен отдать его половину.
Сказано в Кур`ане (Сура 2 «Аль-Бакара», Аят 237):
وَإِنْ طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِنْ قَبْلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ
وَقَدْ فَرَضْتُمْ لَهُنَّ فَرِيضَةً فَنِصْفُ مَا فَرَضْتُمْ
Это означает: «Если вы женились, и до совершения полового акта развелись, то вы обязаны давать половину маhра».
Во всех случаях женщина может простить мужу то, что он обязан давать ей. Однако стоит отметить, что маhр который муж дал жене принадлежит только ей и он не имеет права распоряжаться этим маhром и он не заменяет нафака (то, чем муж обязан обеспечивать жену: питание, одежда и жилье).