Аллаh превыше любых недостатков

Категория: Пятничная проповедь Просмотров: 6432

إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَعُوذُ بِاللهِ مِن شُرُورِ أَنفُسِنَا وَمِن سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَن يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَن يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَن لاَ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُولا مَثِيلَ له ولا ضِدَّ له ولا نِدَّ له، وَأَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدَنَا وحَبِيبَنا وعظيمَنا وقائدَنا وقُرَّةَ أَعْيُنِنا مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ وصَفِيُّهُ وحبيبُهُ صَلَوَاتُ اللهِ وَسَلاَمُهُ عَلَيْهِ وَعَلَى كُلِّ رَسُولٍ أَرْسَلَه. الصلاةُ والسلامُ عليكَ سيِّدي يا رسولَ الله. الصلاةُ والسلامُ عليكَ يا سيِّدي يا صاحِبَ الذِّكرَى يا أبا القاسِم يا أبا الزَّهْراءِ يا محمد.أَمَّا بَعدُ عِبَادَ اللهِ، فإني أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ الْعَلِيِّ الْقَديرِ القائلِ في مُحْكَمِ كتابِه:

﴿ يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنْظُرْ نَفْسٌ مَا قَدَّمَتْ لِغَدٍ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ﴾

Аллаhу присущи самые величественные Сыфаты, достойные только Его и Он превыше всех недостатков, т.е. того, что недостойно Его, как например, невежества, слабости, места, границ, объема, цвета. Салафит [1] имам Абу Джа‘фар Ат-Тахауий (умер в 321 г. hиджры) сказал:

تَعَالى (أَي الله) عَنِ الحُدُودِ وَالغَايَاتِ وَالأَرْكَانِ وَالأَعْضَاءِ وَالأَدَوَاتِ، لا تَحْوِيهِالجِهَاتُ السّتُّ كَسَائِرِ المُبْتَدَعَات

Это означает: «Аллаhу Всевышнему не присущи границы, пределы, углы и органы, как большие так и малые. Не окружает Его ни одно из шести направлений (справа, слева, сверху, снизу, спереди, сзади), которые окружают созданных».

То есть нельзя приписывать Аллаhу границы и место. Аллаh - Создатель места и существует без места, Аллаh - Создатель Небес и не живет на Небесах, Аллаh - Создатель Аль-‘Арша (Трон) и не утвердился на нем и не нуждается в нем. По этому поводу Имам ‘Али, да благословит его Аллаh, сказал:

إِنَّ اللهَ خَلَقَ العَرْشَ إِظْهَارًا لِقُدْرَتِهِ وَلَمْ يَتَّخِذْهُ مَكانًا لِذَاتِهِ. رَوَاهُ أَبُو مَنْصُور البَغْدَادِي فِي كِتَابِهِ "الفَرْقُ بَيْنَ الفِرَقِ

Это означает: «Аллаh создал Аль-‘Арш, показывая Свое Могущество, и не сделал это местом для Себя».

Передал имам Абу Мансур Аль-Багдадий в своей книге «Различие между течениями».

Также Имам ‘Али сказал:

مَنْ زَعَمَ أَنَّ إِلهنَا مَحْدُودٌ فَقَدْ جَهِلَ الخَالقَ المَعْبُود

(الحَدُّ هُوَ الحَجم صَغِيرًا كَانَ أوْ كَبِيرًا)

Это означает: «Кто приписывает Богу границы, тот не знает Создателя, Которому должен поклоняться». Имеет границы то, что имеет объем – малый или большой. Есть и другие высказывания Имама ‘Али о Вере в Аллаhа. Поэтому ученые стали его называть مصباح التوحيد  - [мисбах ат-Таухид] – «Свет Единобожия». Т.е. человек, указывающий на Единобожие.

Еще один из величайших ученых, известных своими высказываниями о Единобожии Имам Абу Ханифа в своей книге «Аль-Фикh Аль-Акбар» («Наука о Единобожии») сказал слова, которые означают: «Аллаh – Единственный не в значении числа, а в значении того, что нет у Него соучастника. Он не родил и не был рожден (не нуждается ни в отце, ни в матери, ни в сыне, ни в дочери). Нет равного Ему. Аллаh Всевышний не тело и не прилагаемое к телу (например: движение, покой, размер, цвет и так далее). Аллаhу не присущи границы (не окружает Его ни одно из шести направлений, которые окружают созданных). Нет подобного Ему, Он не похож ни на кого и ни на что, и нет ничего похожего на Него. Он – Существующий Сам по Себе, не нуждается ни в ком и ни в чем, все созданное нуждается в Нем. Его Существование не похоже на существование созданных, Он существовал вечно и существует бесконечно.

Его Сыфаты Вечны. Они не созданы. Кто говорит, что Его Сыфаты созданы, а также кто имеет сомнение в этом вопросе или же воздерживается (т.е. не отрицает и не подтверждает, что Сыфаты Создателя вечны), тот не верит в Аллаhа».

Также имам Абу Ханифа в книгах «Аль-Уасия» и «Аль-Фикh Аль-Акбар» сказал: «Аллаhу не приписываются свойства созданных». А в книге «Аль-Фикh Аль-Акбар» он сказал: «Нельзя приписывать Аллаhу какой-либо орган».

Аллаh Всемогущий сказал:

فَلا تَضْرِبُوا للهِ الأَمْثَالَ

 (Сура 16 «Ан-Нахль», Аят 74).

Это означает: «Не придавайте Аллаhу подобия».

Аллаh Всевышний не похож ни на что, и Он существует, не нуждаясь в месте. Он не находится на Небесах и не сидит на Престоле. Аллаh Всевышний – Создатель всего: Небес и земель, Престола, Рая, ада, пространства, пустоты, направления и так далее. Аллаh существовал до того, как создал место, Он не нуждается в месте. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

كان الله و لم يكن شيء غيره

رواه البخاريّ وابن الجارود والبيهقي من حديث عمران بن الحصين

Это означает: «До создания всего Аллаh был вечно и не было ничего, кроме Него». Этот Хадис передали Имамы Аль-Бухарий, Ибн Аль-Джаруд и Аль-Байhакий от ‘Имран ибн Аль-Хусайн.

Раз истинно и верно Существование Аллаhа Всевышнего без места до создания Им места, то истинно и то, что после создания Им места Он существует без места. Это никак нельзя назвать отрицанием Его Существования, как полагают некоторые, которые уподобили Аллаhа созданным, приписывая Ему нужду в месте, опираясь на иллюзии и говоря, что тот, кто существует, обязательно должен иметь какое-либо место. Мы отвечаем, что нельзя сравнивать Создателя с Его созданиями, так как это абсурд и недостойно Аллаhа.

[1] Салафиты – мусульмане, жившие в первые три столетия после Пророка Мухаммада, мир Ему. Пророк назвал это время самым лучшим.

هَذَا وَأَسْتَغْفِرُ اللَّهَ لِي وَلَكُمْ

-------------------------------------------------------------------------

إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَعُوذُ بِاللهِ مِن شُرُورِ أَنفُسِنَا وَمِن سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَن يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَن يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، والصلاةُ والسلامُ على سيِّدِنا محمد الصادِقِ الوَعْدِ الأَمينِ وعلى إِخْوَانِهِ النبيِّين والمُرسَلين. ورَضِيَ اللهُ عن أُمَّهاتِ المُؤمنين وآلِ البيتِ الطَّاهِرِين وعن الخُلَفَاءِ الرَّاشِدين أبي بكرٍ وعمرَ وعُثْمانَ وعليّ وعن الأَئِمَّةِ المُهْتَدِين أبي حنيفةَ ومالكٍ والشَّافعيِّ وأحمدَ وعن الأولياءِ والصالحين. أمَّا بعدُ عِبَادَ اللهِ فإنِّي أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ فَاتَّقُوهُ.

واعْلَمُوا أنَّ اللهَ أمَرَكُمْ بِأَمرٍ عظيمٍ، أَمَرَكُم بالصلاةِ والسلامِ على نبيِّهِ الكَريمِ فقال في مُحْكَمِ تَنْزِيلِهِ: ﴿ إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ ۚ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا﴾
اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى سَيِّدِنَا إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا إِبْرَاهيمَ وَبَارِكْ على سيّدِنا مُحمدٍ وَعلى آلِ سيِّدِنا مُحمدٍ كما بارَكْتَ على سيِّدِنا إبراهيمَ وعلى آلِ سيدِنا إبراهيمَ في العالَمِينَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيد

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ الأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَات