Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - О преимуществе коллективного Намаза

О преимуществе коллективного Намаза

ٱلْحَمْدُ للهِ الْوَاحِدِ الْأَحَد الْفَرْدِ الصَّمَدِ الَّذِي لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَد. وَٱلصَّلاةُ وَٱلسَّلامُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ ٱلصَّادِقِ ٱلْوَعْدِ ٱلأَمِينِ، وَعَلَى إِخْوَانِهِ ٱلنَّبِيِّينَ وَٱلْمُرْسَلِينَ. وَرَضِيَ ٱللَّهُ عَنْ أُمَّهَاتِ ٱلْمُؤْمِنِينَ، وَءَالِ ٱلْبَيْتِ ٱلطَّاهِرِينَ، وَعَنِ ٱلْخُلَفَاءِ ٱلرَّاشِدِينَ أَبِي بَكْرٍ وَعُمَرَ وَعُثْمَانَ وَعَلِيٍّ، وَعَنِ ٱلأَئِمَّةِ ٱلْمُهْتَدِينَ أَبِي حَنِيفَةَ وَمَالِكٍ وَٱلشَّافِعِيِّ وَأَحْمَدَ، وَعَنِ ٱلأَوْلِيَاءِ وَٱلصَّالِحِينَ، أَمَّا بَعْدُ، عِبَادَ ٱللَّهِ فَإِنِّي أُوصِيكُمْ وَنَفْسِي بِتَقْوَى ٱللَّهِ ٱلْعَلِيِّ ٱلْعَظِيمِ. يَقُولُ رَبُّنَا عَزَّ وَجَلَّ:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ﴾

Хвала Аллаhу Всемогущему! Мы восхваляем нашего Творца и просим Его о помощи и прощении. Просим у Аллаhа защиты от зла наших скверных деяний. Тот, кого Аллаh наставил на Истинный Путь, никто не введет в заблуждение, а кому Аллаh не дал быть на Истинном Пути, того уже никто не поведет верным путем.

Аллаh превыше всех недостатков и не похож ни на кого и ни на что. Нет подобного Ему и нет помощника у Него.

Я свидетельствую, что нет божества кроме Одного-Единственного Аллаhа, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад – раб и Посланник Аллаhа.

Обращаюсь ко всем с призывом: будьте богобоязненными всегда и везде! Богобоязненность – это выполнение обязанностей и избегание грехов.

Аллаh Всевышний сказал:

﴿ذَٰلِكَ وَمَن يُعَظِّمْ شَعَائِرَ اللَّهِ فَإِنَّهَا مِن تَقْوَى الْقُلُوبِ﴾

Это означает: «И те мусульмане, которые особенно почитают знамения Аллаhа, – это исходит от богобоязненности в сердцах!» (Сура «Аль-Хадж, Аят 32)

Дорогие братья и сестры! Воистину выполнение Намаза коллективно – это является одним из важнейших символов мусульман! Этому уделял большое внимание Сам Пророк Мухаммад , не оставляя коллективный Намаз даже когда сильно заболел перед смертью.

А`ишаh, да благословит ее Аллаh, сказала: «Когда Пророк Мухаммад заболел болезнью, которая в итоге привела к смерти, пришло время Намаза, прозвучал Азан, Пророк Мухаммад сказал: «Велите Абу Бакру выполнять Намаз с людьми коллективно!» Пророку ответили, что у Абу Бакра мягкое сердце и если встанет на Намаз на Твое место, расстроится и не сможет вести Намаз, не сможет читать Кур`ан.

Пророк Мухаммад повторил свое веление и Ему еще раз ответили так же, на что Пророк Мухаммад сказал: «Велите Абу Бакру пусть он выполняет Намаз с людьми коллективно!» Когда передали Абу Бакру веление Пророка Мухаммада , Абу Бакр встал имамом на коллективный Намаз и начал его выполнять.

Пророк Мухаммад почувствовал небольшое облегчение и вышел в сопровождении двух человек, которые поддерживали Его с обеих сторон».

Обращаюсь к вам о мусульмане! Вот это – наш любимый Пророк! Именно Он – наилучший пример для каждого из нас! Почувствовав небольшое облегчение, несмотря на тяжелую болезнь и слабость, Он пошел на коллективный Намаз! Уделил внимание этому поклонению.

А`ишаh, да благословит ее Аллаh, продолжая, сказала: «Я видела, что Пророку тяжело ходить от сильной боли в ногах. Он подошел к молящимся, тогда Абу Бакр хотел отойти назад, чтобы Пророк встал на его место имамом. Пророк Мухаммад дал знак головой, чтобы Абу Бакр не отходил. Сам Он сел рядом с Абу Бакром и стал выполнять Намаз. Таким образом Абу Бакр выполнял Намаз за Пророком, а люди выполняли Намаз за Абу Бакром».

Известно о том, что Намаз, выполненный с коллективом, имеет много преимуществ. Об это говорил Пророк Мухаммад .

Имам Муслим передал от Абу Бакра Хадис Пророка Мухаммада :

صَلَاةُ الرَّجُلِ في الْجَمَاعَةِ تَزِيدُ عَلَى صَلَاتِهِ وَحْدَهُ سَبْعًا وَعِشْرِينَ دَرَجَةً

Это означает: «Намаз, выполненный мужчиной в коллективе лучше того, который выполнил индивидуально в 27 раз».

Передано от Абу hурайра, да благословит его Аллаh, что Пророк Мухаммад сказал: «Намаз мужчины, который он выполнил коллективно, имеет преимущество над индивидуальным, который выполнил сам дома, или на базаре (то есть на месте его работы) более чем в 20 раз. И это в том случае, когда он сделал омовение правильно в лучшем виде, и пошел в мечеть с искренним намерением именно для выполнения Намаза. И до самого входа в мечеть с каждым шагом повышается его степень и прощается грех. И если он правильно выполнит Намаз, Ангелы читают для него молитву до тех пор, пока он находится на месте, где выполнял Намаз. Они просят Аллаhа даровать ему милость и прощения грехов».

Этот Хадис предал имам Муслим.

Коллективный Намаз – это фард кифайя – коллективная обязанность для свободных от рабства, совершеннолетних, проживающих в данной местности мужчин, не имеющих оправдания для его невыполнения. То есть если некоторые люди выполнили его, эта обязанность снимается с других. Коллективный Намаз выполняется, когда есть два и более человек.

Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане:

﴿وَأَقِيمُواْ الصَّلَاةَ وَآتُواْ الزَّكَاةَ وَارْكَعُواْ مَعَ الرَّاكِعِينَ﴾

Это означает: «Выполняйте Намаз, выплачивайте Закят и совершайте Руку‘ (поклон) вместе с другими молящимися».

Этот Аят указывает на значимость участия в совместном коллективном соблюдении.

Ибн Маджаh, Ад-Даракутний, Ибн Хиббан и Аль-Хаким передали Хадис Пророка Мухаммада от Ибн ‘Аббаса, да благословит его Аллаh:

مَنْ سَمِعَ النِّدَاءَ فَلَمْ يَأْتِهِ فَلَا صَلَاةَ لَهُ إِلَّا مِنْ عُذْرٍ

Это означает, что тот, кто слышал призыв к Намазу и не пришел Его выполнять без оправданий, то нет ему вознаграждения, если совершил в одиночку.

Это означает, что тот, кто без уважительной по религии причины не выполнял Намаз в коллективе, то такое выполнение Намаза – макруh, нет вознаграждения за это. И лучше выполнять Намаз в мечети, как это подтверждается в Хадисе Пророка :

أَفْضَلُ صَلَاةِ الْمَرْءِ في بَيْتِهِ إِلَّا الْمَكْتُوبَةَ

Это означает, что лучший Намаз – тот, который выполнен дома, кроме обязательного.

Дорогие братья! Лучше для каждого из нас выполнять Намазы коллективно в мечети.

Имам Муслим передал Хадис Пророка Мухаммада имамом в коллективном Намазе по приоритету становится тот, кто лучше знает и читает Кур`ан, а если они оказались на одном уровне по знанию Кур`ана, тогда будет тот, кто лучше знает Сунну Пророка , а если и в этом одинаковый уровень, тогда тот, кто раньше совершил переселение hиджраh, а если даже и в этом равны, тогда тот, кто раньше других принял Ислам. А в другой передаче этого Хадиса в конце сказано, что будет тот, кто старше по возрасту.

Дорогие единоверцы! Воистину собрание мусульман по пять раз в день дает хорошие плоды, и приносит большую пользу обществу верующих. Это приводит к новым знакомствам мусульман между собой. Это ведет к взаимопомощи и поддержке, объединяет общество. Сердца мусульман становятся связанными между собой, появляются чувства сострадания и взаимопомощи. Тут сильный защищает слабого, помогает ему, здоровый посещает заболевших, богатые выделяют средства неимущим.

В коллективном Намазе разные мусульмане стоят плечом к плечу в одном ряду – пожилые вместе с молодыми, работодатели с работниками, торговец вместе с покупателем, правитель стоит в одном ряду с неимущим. И все они вместе склоняют свои головы в Намазе, выполняя Повеление Единого Создателя. И нет преимущества одного перед другим кроме как в богобоязненности!

О, братья и сестры! Необходимо придерживаться того пути, которому учил Пророк Мухаммад , соблюдая Шари‘ат. Воистину, лучшее руководство и наставление – это то, с чем пришел наш Пророк . В этом наша сила! В этом наше преимущество и превосходство! 

Просим Аллаhа, чтобы Он даровал нам быть благочестивыми, укрепил нашу Веру и даровал нам уйти из этого мира с покаянием.

هَذَا وَأَسْتَغْفِرُ اللَّهَ لي وَلَكُمْ