Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Религиозные знания – жизнь Ислама

Религиозные знания – жизнь Ислама

إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَشْكُرُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَتُوبُ إِلَيْهِ، وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَمِنْ سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَنْ يَهْدِ اللَّهُ فَلَا مُضِلِّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلَا هَادِيَ لَهُ. الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي عَلَّمَ الْإِنْسَانَ مَالَمْ يَعْلَمْ وَشَرَعَ لِلْخَلْقِ الدِّينَ وَقَيَّضَ لِهَذَا الدِّينِ فُقَهَاءَ وَجَعَلَهُمْ وَرَثَةَ الْأَنْبِيَاءِ، فَنَفَعَ بِهِمْ خَلْقًا وَحَرَمَ ءَاخَرِينَ.

وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ وَلَا مَثِيلَ لَهُ وَلَا ضِدَّ وَلَا نِدَّا لَهُ، وَلَا شَكْلَ وَلَا صُورَةَ وَلَا أَعْضَاءَ لَهُ، وَلَا حَيِّزَ وَلَا جِهَةَ وَلَا مَكَانَ لَهُ، جَلَّ رَبِّي لَا يُشْبِهُ شَيْئًا وَلَا يُشْبِهُهُ شَىْءٌ وَلَا يَحُلُّ فِي شَىْءٍ وَلَا يَنْحَلُّ مِنْهُ شَىْءٌ، لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ،

وَأَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدَنَا وَحَبِيبَنَا وَعَظِيمَنَا وَقَائِدَنَا وَقُرَّةَ أَعْيُنِنَا مُحَمَّدًا عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ وَصَفِيُّهُ وَحَبِيبُهُ، بَلَّغَ الرِّسَالَةَ وَأَدَّى الْأَمَانَةَ وَنَصَحَ الْأُمَّةَ فَجَزَاهُ اللَّهُ عَنَّا خَيْرَ مَا جَزَى نَبِيًّا مِنْ أَنْبِيَائِهِ، اللَّهُمَّ صَلِّ وَسَلِّمْ وَبَارِكْ وَأَكْرِمْ وَأَنْعِمْ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ مُعَلِّمِ الْخَيْرِ وَعَلَى ءَالِهِ وَأَصْحَابِهِ الطَّاهِرِينَ وَمَنْ تَبِعَهُمْ بِإِحْسَانٍ إِلَى يَوْمِ الدِّينِ.

أَمَّا بَعْدُ عِبَادَ اللَّهِ فَإِنِّي أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللَّهِ الْعَلِيِّ الْعَظِيمِ.

Поистине, хвала Аллаhу! Мы возвеличиваем Его, молим Его о помощи и прощении, мы благодарим Его и просим всегда наставлять нас на праведный путь, и мы каемся Аллаhу в наших грехах. Мы просим у Аллаhа защиты от зла греховных страстей и наших скверных деяний.

Кого Аллаh наставил на Истинный Путь, того никто не введет в заблуждение, а кому Аллаh не дал быть на Истинном Пути, того уже никто не сможет исправить и повести верным путем.

Хвала Аллаhу, Который научил человека тому, чего он не знал, и повелел Своим созданиям соблюдать эту Религию. Аллаh определил для передачи религиозных знаний ученых-теологов, и сделал их наследниками Пророков. Они передали некоторым людям знания и те получили пользу, другие же остались в неведении.

Я свидетельствую, что нет создателя, кроме Одного-Единственного Бога, Который Един и Неделим и нет подобного Ему и нет сотоварища у Него. Он вечен и не нуждается ни в ком и ни в чем, нет у Него жены и детей. Аллаh превыше любых недостатков и нет похожего на Него, и Он не подобен ничему.

Хвала Всевышнему Творцу, Который не вселился в этот мир, не вселился ни в кого, и не отделяется от Него ничего. Мы восславляем Аллаhа, Который превыше всех недостатков, не занимает места в пространстве, не имеет образа, вида, строения, формы, объема, границ, направлений, местоположения. Нет ничего подобного Ему, Он – Всеслышащий и Всевидящий.

И я свидетельствую, что наш господин Мухаммад ﷺ – самый любимый и почитаемый, самый дорогой и уважаемый, величайший из всех созданных – раб и Посланник Аллаhа. Он избранный и лучший из всех Пророков и Посланников. Он тот, кого Аллаh послал указать нам путь добра, счастья и спасения. Он наставлял на путь, ведущий к свету знаний и культуры. Он выполнил свою Пророческую миссию наилучшим образом.

Мы просим Милостивого Творца даровать Пророку Мухаммаду ﷺ ещё больше величия, почёта и благословения. Величие которого заключается ещё и в том, что он, не умея читать и писать, научил людей добру, благочестию, праведности, спасению, тому, что полезно для человечества, как на этом свете, так и на Том. А также мы выражаем наше почтение и приветствуем его благородное семейство, праведных сподвижников и благочестивых последователей.

Дорогие мусульмане! Обращаюсь к вам с особым призывом – будьте богобоязненными всегда и везде!

Сказано в Священном Кур`ане (Сураh «Таhа», Аят 114):

﴿وَقُلْ رَبِّ زِدْنِي عِلْمًا

Это означает: «И скажи (о, Мухаммад): «О, Аллаh! Даруй мне ещё больше знаний!»».

Дорогие мусульмане! Религиозные знания – это жизнь Ислама. Аллаh Всемогущий в Священном Кур`ане повелел Своему Пророку ﷺ просить увеличения знаний и не повелел Eму просить увеличения чего-либо другого, кроме знаний. Поэтому нужно иметь религиозные знания и знать, как и у кого их получать.

Также Аллаh Всевышний сказал в Священном Кур`ане (Сураh «Ат-Таубаh», Аят 122):

)وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنفِرُواْ كَافَّةً فَلَوْلَا نَفَرَ مِن كُلِّ فِرْقَةٍ مِّنْهُمْ طَائِفَةٌ لِّيَتَفَقَّهُواْ فِي الدِّينِ وَلِيُنذِرُواْ قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُواْ إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ(

Это означает: «Мусульманам не следует всем вместе уезжать (покинув свою родину, оставив её для разрушения). Вместо этого, почему бы не отправить из каждой большой общины по несколько человек, чтобы они получили религиозные знания и затем усердно увещевали (оставшихся на родине) людей и наставляли их на путь спасения, когда они вернутся на родину (при этом, не имея низменных целей, достижения власти, уподобления угнетателям в средствах передвижения и одежде). Быть может люди станут остерегаться всего того, чего обязаны избегать».

Аллаh дал людям быть разделенными на две группы: одна сохраняет и защищает общество, а другая защищает Шариʻат – это учёные люди.

Имам Ат-Тирмизий передал следующий Хадис Пророка Мухаммада ﷺ:

"مَنْ خَرَجَ فِي طَلَبِ الْعِلْمِ فَهُوَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ حَتَّى يَرْجِع"

Это означает: «Кто вышел для получения религиозных знаний, тот как на фронте ради Бога до тех пор, пока не вернётся».

Это означает, что вознаграждение такого человека похоже на вознаграждение того, кто пошел на фронт, защищая справедливость ради Бога. Так как знание – это оружие, которым мусульманин защищается от шайтана, защищает себя от шайтанов из людей, а также защищается от низменных страстей и греховных желаний, капризов и фантазий.

При помощи знаний человек распознает то, что поможет ему на Том Свете, от того, что причинит вред. Именно знаниями человек определяет, какое действие одобрено Аллаhом, а за какое действие человек заслуживает наказания. И главное, благодаря знаниям человек отличает Веру от неверия. Отличает где правильные убеждения в Единственного Творца, а где придание Богу сотоварища. Отличает где истинная Вера в Бога, который не подобен ничему, от заблуждений, уподобления Бога созданным.

Благодаря религиозным знаниям человек убежден, что Аллаh не похож ни на одно из Своих созданий. И никто не подобен Ему. Он не тело и не объект, он не является осязаемым телом, как человек, Он также не является неосязаемым телом, как свет.

С помощью религиозных знаний человек убежден, что Аллаh существует, но не так, как другие существующие, то есть созданные. Аллаh существует без места и направления.

Дорогой мусульманин! С религиозными знаниями ты знаешь, что говорить, как говорить и зачем говорить. А также знаешь, когда нужно молчать, и зачем нужно молчать.

Этими знаниями ты отличаешь дозволенное от запрещенного, истину от заблуждения, хорошее от плохого, доброе от злого.

Религиозные знания – это жизнь Ислама, поэтому необходимо каждому из нас обратит больше внимания на изучение и обучение этим знаниям. И наилучшее, чем занять свое время – это проводить его в получении знаний. А как же иначе, ведь Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что Ангелы со смирением склоняют свои крылья перед теми, кто получает знания, одобряя то великое дело, чем они занимаются.

А как же иначе, ведь сам Пророк Мухаммад ﷺ сказал Абу Зарру следующие слова:

»يَا أَبَا ذَرٍّ لَأَنْ تَغْدُوَ فَتَتَعَلَّمَ ءَايَةً مِنْ كِتَابِ اللَّهِ خَيْرٌ لَكَ مِنْ أَنْ تُصَلِّيَ مِائَةَ رَكْعَةٍ

وَلَأَنْ تَغْدُوَ فَتَتَعَلَّمَ بَابًا مِنَ الْعِلْمِ خَيْرٌ لَكَ مِنْ أَنْ تُصَلِّيَ أَلْفَ «اهـ. أَيْ مِنْ نَوَافِلِ الصَّلَوَاتِ.

Это означает: «О, Абу Зарр! Если ты изучишь один Аят из Кур`ана, то это для тебя лучше, чем выполнение ста рак‘атов Намаза-Суннah, а если изучишь одну тему по Религии, это для тебя лучше, чем выполнение тысячи рак‘атов Намаза-Суннah».

Дорогие мусульмане! И если даже вы не стали теми, кто непосредственно связан с научной деятельностью, полностью посвятив себя науке, то хотя бы не будьте беспечными, не пропустите вашу обязанность – получить те религиозные знания, которые Аллаh повелел вам знать. Есть много религиозных наук и учёные передают обширные знания, и, поистине, есть такой объём религиозных знаний, который обязан знать каждый совершеннолетний и душевно не больной.

Имам Аль-Байhакый передал следующий Хадис Пророка Мухаммада ﷺ:

"طَلَبُ الْعِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ"

Это означает: «Получить религиозные знания – это обязанность каждого мусульманина».

В обязательный объем знаний входит наука о Единобожии и те знания, которыми мусульманин сохраняет свою Веру. Это обязательно знать каждому мусульманину.

И недопустимо кому-либо быть невежественным в этом, так как эта обязанность всеобщая и не ограничивается только учёными.

В обязательный объем религиозных знаний входит также то, о чем говорил Ибн Аль-Мубарак, когда его спросили, что обязательно людям научиться из религиозных знаний: «Пусть человек не приступает к совершению чего-либо без знаний, пусть спрашивает и научится. Это обязательно для людей научиться из религиозных знаний».

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал следующее: «Человек обязан получить знания для выполнения Намаза, а также религиозные правила по соблюдению Поста, Закята для тех, кто обязан его выдавать, а также другие вопросы Шариʻата (Религии Ислам)». Он сказал, что человеку нужно знать это!

Другие учёные знатоки Хадисов сказали, что «каждый мусульманин, который достиг совершеннолетия и он не душевнобольной, мужчина и женщина, свободный и в неволе, обязан выполнять ритуалы очищения (таhараh), Намаз, Пост, которые являются фардом. И каждый мусульманин обязан научиться этим знаниям. А также каждый мусульманин обязан знать, что дозволено для него, а что запрещено из еды, питья, одежды, половых отношений, притязаний на права и имущество. Не дозволено невежество во всём этом, и знания об этом обязательно (религиозная обязанность) получить путем обучения».

Поэтому, дорогой брат мусульманин, будь образованным – учёным или учащимся, набравшим знания, но не будь кем-то другим. Имам ʻАлий ибн Абу Талиб (да будет ему милость Аллаhа) сказал Кумейлю ибн Зияду:

"احْفَظْ مَا أَقُولُ لَكَ، الْقُلُوبُ أَوْعِيَةٌ خَيْرُهَا أَوْعَاهَا، النَّاسُ ثَلَاثَةٌ فَعَالِـمٌ رَبَّانِيٌّ، وَمُتَعلِّمٌ عَلَى سَبِيلِ نَجَاةٍ، وَهَمَجٌ رَعَاعٌ أَتْبَاعُ كُلِّ نَاعِقٍ يَمِيلُونَ مَعَ كُلِّ رِيحٍ لَمْ يَسْتَضِيئُواْ بِنُورِ الْعِلْمِ". اهـ

«Запомни, что я говорю тебе. Сердца – это ёмкости, и лучшие из них – самые вместительные для знаний. Люди бывают трёх видов: 1) учёный-раббаний (получивший и передающий знания последовательно, системно и по приоритету: от малого к большему); 2) религиозно образованный, который знает путь спасения; 3) сброд (невежественные бродяги, не имеющие цели, дикий, слоняющийся), невежественная масса, которые следуют каждому карканью (громкому крику), ведомый (влекомый) каждым дуновением ветра, не освещенный светом знаний».

Дорогие мусульмане! Будьте внимательны к себе, ведь человек не рождается ученым, и поэтому каждому из нас необходимо получать религиозные знания, как об этом сказал Пророк Мухаммад ﷺ:

"إِنَّمَا الْعِلْمُ بِالتَّعَلُّمِ"

Это означает: «Поистине, знания получаются путем передачи (передаются от учителя к ученику)».

То есть религиозное образование – это передача знаний из уст в уста от достоверного учителя – учёного, который сам получал знания из уст достоверных учителей. Эта цепочка непрерывно следует до сподвижников Пророка ﷺ, которые в первую очередь получили эти знания от самого Пророка Мухаммада ﷺ.

Наша Религия имеет достоверный источник и непрерывную цепочку передачи знаний. Это не что-то придуманное каким-либо человеком.

К сожалению, появилось много людей, которые облачились в «одежду» ученых, прикидываются учеными, много людей выдают себя за знатоков Религии, вводя других людей в заблуждение. А на самом деле они пошли на поводу своих выдумок и фантазий, а также того, что приукрасил им шайтан, из-за этого они стали говорить о религиозных вопросах, давая свои личные мнения без знаний, тем самым попали в заблуждение сами и ввели в заблуждение других людей.

Из этих самоучек были такие, кто читал Кур`ан и понял Аят неправильно, не в том значении, которое он имеет на самом деле. То есть поверил в искаженный, извращенный смысл.

Это из-за того, что шайтан приукрасил для него такое «мнимое достижение», прельщая «псевдоуспехом», провоцируя, подначивая его на «подвиги» и этот человек пошел на поводу у шайтана, стал верить, что данный Аят имеет такое значение, сам того не подозревая, а в действительности это противоречит другому Аяту. Это приводит к отрицанию того, что есть в Кур`ане, это значит считать ложным то, что сказано в Священном Кур`ане. Это есть отрицание истинности Кур`ана, хотя человек сам об этом не знает.

Имам Ат-Тирмизий передал следующий Хадис Пророка Мухаммада ﷺ:

"مَنْ قَالَ فِي الْقُرْءَانِ بِرَأْيِهِ فَقَدْ أَخْطَأَ وَلَوْ أَصَابَ"

Это означает: «Кто говорит о смысле Кур`ана по своему усмотрению (без знаний), то даже если его слова совпали с религиозным правилом, он все равно он ошибся, согрешил».

А также Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

"مَنْ أَفْتَى بِغَيْرِ عِلْمٍ لَعَنَتْهُ مَلَائِكَةُ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ"

Это означает: «Кто дал свое религиозное заключение без знания, того проклинают Ангелы Небес и земли». Этот Хадис передал Ибн ʻАсакир.

Среди самоучек есть и такие, которым не понравилось религиозное положение, и он подменяет его тем, которое ему рисует его фантазия, он делает вывод на свое усмотрение, или поддерживает кого-то, тем самым, потворствуя, заискивая перед другим самоучкой. Это есть страшная ошибка и заблуждение. Просим Аллаhа сохранить нас от подобных напастей.

Поэтому предупреждаем вас, дорогие мусульмане! Опасайтесь подобных людей, опасайтесь получать религиозные уроки у таких людей, поистине, это явный путь к пропасти и погибели.

И пусть не прельщает вас и не вводит вас в заблуждение то, что такие люди часто появляются на экранах телевизоров или что они выступают на больших собраниях и конференциях.

Не берите знания нашей Религии у недостоверных людей, а получайте религиозные знания только у тех, о ком вы знаете, что он сам получил знания у достоверного учёного, а тот в свою очередь тоже получил знания у достоверного учёного, и так эта цепочка передачи религиозных знаний непрерывна и восходит к самому Пророку Мухаммаду ﷺ. Имам хафиз Ан-Науауий (да будет ему милость Аллаhа) сказал:

"لَا يَـجُوزُ اسْتِفْتَاءُ غَيْرِ الْعَالِـمِ الثِّقَةِ"

Это означает: «Запрещено обращаться за религиозным заключением к кому-либо, кроме как к достоверному учёному».

Получение знаний осуществляется не путем чтения книг без учителя, обладающего знаниями. Ведь ученые саляфиты (это мусульманские ученые первых трех столетий со времен Пророка Мухаммада ﷺ) предостерегали от изучения религиозных наук только по книгам без достоверного ученого учителя. Великие ученые саляфиты также предупреждали людей не учиться у таких самоучек, кто занимался самообразованием. Они говорили:

"لَا تَقْرَؤُواْ الْقُرْءَانَ عَلَى الْـمُصْحَفِيِّينَ وَلَا تَأْخُذُواْ الْعِلْمَ مِنَ الصُّحُفِيِّينَ"

Это означает: «Не учитесь читать Кур`ан у тех, кто учился его читать самостоятельно, а также не берите религиозные знания у тех, кто сам собрал их путем чтения книг».

Ученые назвали самоучек, которые учились читать Кур`ан самостоятельно, «мусхафий», тот, кто учился читать Кур`ан без учителя и без цепочки, доходящей до самого Пророка ﷺ.

И они назвали самоучек, которые собрали религиозные знания путем самостоятельного чтения книг «сухуфий», т.е. книжник, не получивший знания от учителя.

Дорогие мусульмане! Переживайте за свою Религию. И знайте, что Ибн Сирин, да будет ему милость Аллаhа, говорил:

أَنَّ هَذَا الْعِلْمَ دِينٌ فَانْظُرْ عَمَّنْ تَأْخُذُ دِينَكَ

Это означает: «Поистине, эта наука – есть Религия, поэтому обратите внимание на то, у кого вы учитесь вашей Религии».

Пусть каждый из нас помнит об этом, глубоко поймет смысл этого и пусть не губит себя самостоятельным чтением разных книг без учителя, получайте знания от достоверных учителей. Проявляйте терпение на пути получения знаний, и ни в коем случае не будьте такими, которые несправедливо и ложно приписывают себя к знатокам Религии.

И пусть Аллаh дарует всем нам быть на пути спасения и даст каждому из вас то, что будет легким и мудрым решением ваших проблем и достойный выход из затруднений.

С этими словами я прошу Аллаhа Всемогущего даровать прощение грехов для меня и для вас.

هَذَا وَأَسْتَغْفِرُ اللَّهَ لِي وَلَكُمْ.

الخطبة الثانية:

الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ لَهُ النِّعْمَةُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَلَهُ الثَّنَاءُ الْحَسَن.

وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ الصَّادِقِ الْوَعْدِ الْأَمِينِ، وَعَلَى إِخْوَانِهِ النَّبِيِّينَ وَالْمُرْسَلِينَ. وَرَضِيَ اللَّهُ عَنْ أُمَّهَاتِ الْمُؤْمِنِينَ، وَءَالِ الْبَيْتِ الطَّاهِرِينَ، وَعَنِ الْخُلَفَاءِ الرَّاشِدِينَ أَبِي بَكْرٍ وَعُمَرَ وَعُثْمَانَ وَعَلِيٍّ، وَعَنِ الْأَئِمَّةِ الْمُهْتَدِينَ أَبِي حَنِيفَةَ وَمَالِكٍ وَالشَّافِعِيِّ وَأَحْمَدَ، وَعَنِ الْأَوْلِيَاءِ وَالصَّالِحِينَ،

وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدَنَا محَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ وَحَبِيبُهُ، أَمَّا بَعْد..

عِبَادَ اللَّهِ، فَإِنيِّ أُوْصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللَّهِ الْعَلِيِّ الْعَظِيمِ،

وَبِالتَّمَسُّكِ بِهَدْيِ رَسُولِهِ مُحَمَّدٍ الْأَمِينِ ﷺ وَبِالثَّبَاتِ عَلَى نَهْجِ وَدَرْبِ الْأَوْلِيَاءِ وَالصَّالِحِينَ.

فَلْيَتَّقِ اللَّهَ كُلُّ وَاحِدٍ مِنَّا وَلْيُؤْثِرِ الْآخِرَةَ وَلْيُؤْثِرْ مَا يَبْقَى عَلَى مَا يَفْنىَ.

يَقُولُ اللَّهُ تَعَالَى: ﴿يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمْ إِنَّ زَلْزَلَةَ السَّاعَةِ شَيْءٌ عَظِيمٌ (1) يَوْمَ تَرَوْنَهَا تَذْهَلُ كُلُّ مُرْضِعَةٍ عَمَّا أَرْضَعَتْ وَتَضَعُ كُلُّ ذَاتِ حَمْلٍ حَمْلَهَا وَتَرَى النَّاسَ سُكَارَى وَمَا هُم بِسُكَارَى وَلَكِنَّ عَذَابَ اللَّهِ شَدِيدٌ﴾.

وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللَّهَ أَمَرَنَا بِأَمْرٍ عَظِيمٍ أَمَرَنَا بِالصَّلَاةِ وَالسَّلَامِ عَلَى نَبِيِّهِ الْكَرِيمِ فَقَالَ:

﴿إنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ صَلُّواْ عَلَيْهِ وَسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا

اللَّـهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى ءَالِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى ءَالِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ،

اللَّـهُمَّ بَارِكْ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى ءَالِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى ءَالِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ،

اللَّـهُمَّ إِنَّا دَعَوْنَاكَ فَاسْتَجِبْ لَنَا دُعَاءَنَا فَاغْفِرِ اللَّـهُمَّ لَنَا ذُنُوبَنَا وَإِسْرَافَنَا في أَمْرِنَا،

اللَّـهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَالْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ الْأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالْأَمْوَاتِ،

رَبَّنَا ءَاتِنَا في الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفي الْآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ،

اللَّـهُمَّ اجْعَلْنَا هَادِينَ مُهْتَدِينَ غَيْرَ ضَالِّينَ وَلَا مُضِلِّينَ،

اللَّـهُمَّ اسْتُرْ عَوْرَاتِنَا وَءَامِنْ رَوْعَاتِنَا وَاكْفِنَا مَا أَهَمَّنَا وَقِنَا شَرَّ مَا نَتَخَوَّفُ.

عِبَادَ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالْإِحْسَانِ وَإِيتَاءِ ذِي الْقُرْبىَ وَيَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ وَالْبَغِي، يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ.

اذْكُرُواْ اللَّهَ الْعَظِيمَ يَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوهُ يَزِدْكُمْ، وَاسْتَغْفِرُوهُ يَغْفِرْ لَكُمْ وَاتَّقُوهُ يَجْعَلْ لَكُمْ مِنْ أَمْرِكُمْ مَخْرَجًا، وَأَقِمِ الصَّلَاةَ.