Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Опровержения высказываний Ибн Таймийи

Опровержения высказываний Ибн Таймийи

В этой статье вы сможете найти опровержения ученых разных времен на некоторые из заблуждений лжеученого ваххабитов - Ибн Таймийи Аль-Харраний.

Опровержение высказываний Ибн Таймийи о том, что некоторым созданным присуща вечность без начала

Утверждение Ибн Таймийи, что некоторые созданные существуют вечно без начала, противоречит Исламу, здравому смыслу и иджма’ - единогласному заключению всех исламских  ученых. Это заблуждение - одна из самых ужасных религиозных ошибок.  Он писал об этом в более чем семи своих книгах, из них: "Мууафакату    Сарихиль-Ма’кули Ли-Сахихиль-Манкуль" («موافقة صريح المعقول لصحيح المنقول»), "Минhадж Ас-Суннаh Ан-Набауийяh" («منهاج السنة النبوية»), "Шapxу Хадисин-Нузуль" («شرح حديث النزول»), "Шарху Хадиси ‘Имрана бни Хусайн" («شرح حديث عمران ابن حصين»), "Аль-Фатауа" («الفتاوى»).

В книге "Мууафакату    Сарихиль-Ма’кули Ли-Сахихиль-Манкуль" («موافقة صريح المعقول لصحيح المنقول»),  (т.2, стр.75) Ибн Таймийя написал означающее: "Большинство аhлюль-хадис[2] (знатоков Хадисов) убеждены, что вид вселенной существует вечно без начала". А в другом месте этой же книги (т.1, стр.64) он пишет означающее: "Где в Кур`ане доказательство, указывающее на абсурдность того, что нет начала цепочки происходящих событий[3]?!"

Да сохранит нас Аллаh от такого заблуждения!

Как опровержение заблуждения Ибн Таймийи, что некоторым созданным присуща вечность без начала возьмем 2-й Аят из Суры «Аль-Фуркан»:

وَخَلَقَ كُلَّ شَىْءٍ

Это означает: "Аллаh создал всё".

В этом Аяте слово «всё» означает всё существующее, кроме Аллаhа, то есть всё созданное, включая и вид вселенной, и ее строение.

А также Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

كَانَ اللهُ وَلَمْ يَكُنْ شَىْءٌ غَيْرُهُ

Это означает: "Аллаh был вечно, и не было ничего, кроме Него". Этот Хадис передал имам Аль-Бухарий в своем сборнике "Сахих".

Имам факыh мухаддис великий теолог Бадруд-Дин Аз-Заркаший в книге "Ташнифуль-Масами’"(«تشنيف المسامع» т.4, стр.633) написал, что означает: "Эта вселенная в целом, включая и верхний, и нижний миры, со всеми телами и их свойствами - создана по своему виду и строению. Все это создано, то есть появилось после небытия. В этом есть иджма’ мусульман всех времен, и никто этому не противоречил, кроме философов, таких как Аль-Фарабий и Ибн Сина. Некоторые из таких философов говорили, что вселенная вечна по своему виду и строению, а другие утверждали, что она вечна по виду, а по строению создана". Далее ученый продолжил: "Все мусульмане определили оба эти направления как заблуждение и неверие".

Имам хафиз языковед факыh Мухаммад Муртада    Аз-Забидий в книге  "Итхафус-садатиль-муттакын" («اتحاف السادة المتقين» т.2, стр.94) написал означающее: "Имам Ас-Субкий сказал: «Знай, что все тела и их свойства - созданы и имеют начало. И, следовательно, весь этот мир (вселенная) создан, т.е. появился после небытия. И в этом есть иджма’ мусульман всех времен. А кто противоречит этому - тот неверующий".

Хафиз Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляний в книге "Фатхуль-Бари" («فتح الباري»т.12, стр.202) написал означающее: "Имам Аль-Кадый  ‘Ияд и другие ученые передали иджма’ о том, что убеждение в вечности вселенной без начала - это неверие".

Маликитский Аль-Кадый  ‘Ияд в книге "Аш-Шифа" («الشفا» т.2, стр.606) написал означающее: "А также мы убеждены без сомнения, что является неверием утверждение о вечности вселенной без начала или без конца [самой по себе], а также сомнение в этом. Так считали некоторые философы и атеисты".

Таким образом, Ибн Таймийя в этом заблуждении последовал за философами-идеалистами.

Опровержение высказываний Ибн Таймийи о том, что Аллаhу присущи изменения

Ибн Таймийя сказал в своей книге: "Минhадж Ас-Суннаh Ан-Hабауийяh" («منهاج السنة النبوية» т.1, стр.210), что означает: "Мы говорим и убеждены, что Аллаh движется [перемещается], и что Aллahy присущи изменения и качества созданных. И разве есть доказательство, которое опровергает это?!"

И в этой же книге на стр.224 Ибн Таймийя написал означающее: "Если вы скажете нам: «Вы говорите, что Аллаhу присуще изменение», то мы подтвердим: «Да, мы так говорим, и на это указывает Шари’ат и здравый разум»".

Да сохранит нас Аллаh от такого заблуждения! Слова заблудшего Ибн Таймийи опровергает высказывание одного из выдающихся ученых-саляфитов[1] Абу Джа’фара Ат-Тахауий из его книги "Аль-‘Акыдаh Ат-Тахауийяh" («العقيدة الطحاوية»):

مَنْ وَصَفَ اللَّهَ بِمَعْنَى مِن مَعَانِي البَشَرِ فَقَدْ كَفَرَ

Это означает: «Кто приписывает Аллаhу хотя бы одно из человеческих свойств, тот неверующий».

Из слов имама Ат-Тахауий следует, что тот, кто приписывает Аллаhу хотя бы одно из свойств созданных (например, перемещение, появление, изменение, исчезновение, соединение, отделение, вселение во что-либо, местонахождение, расположение в пространстве, границы, органы, части, цвет и т.п.), является неверующим.

В начале своей книги имам Ат-Тахауий пишет, что в ней изложены убеждения великого имама Абу Ханифаh и двух его известных учеников: Абу Юсуфа и Мухаммада Хасана Аш-Шайбаний, и это – ‘акыдаh (убеждение) всех мусульман. Труды имама Абу Джа’фар Ат-Тахауий представляют большую ценность для мусульман, так как в них изложены многие важные вопросы исламского вероучения.

Приведем еще одно высказывание, которое опровергает заблуждения Ибн Таймийи. Великий имам Абу Ханифаh в своей книге "Аль-Фикh Аль-Абсат" («الفقه الأبسط») писал:

فَصِفَاتُهُ غَيْرُ مَخْلُوقَةٍ وَلا مُحْدَثَةٍ, وَالتَّغَيُّرُ وَالاخْتِلافُ فِي الأَحْوَالِ يَحْدُثُ فِي الْمَخْلُوقِينَ, وَمَنْ قَالَ إِنَّهَا مُحْدَثَةٌ أَوْ مَخْلُوقَةٌ أَوْ تَوَقَّفَ فِيهَا أَوْ شَكَّ فِيهَا فَهُوَ كَافِرٌ

Это означает: «Сыфаты Аллаhа не созданы, не произошли: они вечны без начала. Изменение и перемена состояния бывают у созданных. Кто говорит, что Сыфаты Аллаhа появились после небытия, или что они созданы, также тот, кто воздерживается от подтверждения убеждения о вечности Сыфатов Аллаhа или же имеет сомнение в этом вопросе, тот – неверующий».

Это слова имама Абу Ханифаh - одного из самых выдающихся ученых Ислама! Он обвинил в неверии того, кто убежден или говорит, что Сыфаты Аллаhа изменяются, или что они появившиеся (имеют начало). Об этом же он писал и в своей книге "Аль-Уасыйяh"(«الوصية»), что означает: "Кто утверждает, что Сыфаты Аллаhа созданы или появились, сомневается или же воздерживается в этом - тот неверующий".

Приведенные высказывания ученых-саляфитов полностью опровергают ложь и заблуждения Ибн Таймийи.

______________________________________

[1] - Саляфиты - мусульмане первых трех столетий со времен Пророка Мухаммада, мир Ему.

[2] - Ибн Таймийя ссылался на ученых-знатоков Хадисов, чтобы ввести людей в заблуждение.

[3] - Таким образом Ибн Таймийя утверждает, что возможно существование цепочки событий, у которой нет начала, а на самом деле это абсурд.