Какие обязанности следующего за имамом?

Категория: Благословенная пятница Просмотров: 2647

Дорогие мусульмане, с благословенной пятницей вас! Желаем вам ещё больше сил и терпения, чтобы наши сердца всегда были в смирении перед Аллаhом, чтобы наши языки не уставали восхвалять Всемогущего Бога!

Пятница имеет особое значение для мусульман, являясь благословенным и самым лучшим днем недели. В этот прекрасный день мужчины мусульмане должны выполнить Намаз Аль-Джуму’аh (выполняемый лишь коллективно), о правилах выполнения которого мы продолжим говорить в сегодняшней статье, а именно, расскажем об условиях выполнения коллективного Намаза (джама’ат), знание которых необходимо тому, кто собирается выполнять молитву не индивидуально, а в коллективе мусульман.

Итак, обязанности мусульманина, выполняющего Намаз, следуя за имамом в пятничном  и других Намазах следующие:  

- Не стоять впереди имама.  

- Не опережать его в произнесении Такбират «Аль-Ихрам»[1].
Намаз нарушается даже при одновременном произнесении Такбират «Аль-Ихрам». Нельзя приступать к произнесению Такбират «Аль-Ихрам», пока имам полностью не произнесет свой Такбир.

- Нельзя опережать имама в одном рукне-действии.
Намаз нарушается при опережении имама без оправдания в двух последовательных длинных рукнах-действиях или в одном длинном и одном коротком рукне-действии[2].

- Намаз нарушается при отставании от имама на два рукна-действия без оправдания и при отставании от имама более чем на три длинных рукна-действия, даже с оправданием. Например, если отстал от имама по причине того, что дочитывал Суру Аль-Фатихаh, а имам, совершив руку’ и два саджда, сидит для чтения ташаhhуд или же встает, то следующий за имамом:
а) если еще не закончил чтение Суры Аль-Фатихаh, тогда прекращает ее чтение и переходит сразу в тот рукн, в котором находится имам. А после завершения имамом Намаза салямом, встает и дочитывает один ракя’ат;
б) если молящийся успел закончить чтение Суры Аль-Фатихаh до этого, то он продолжает Намаз по своей последовательности.

- Знать последовательность действий своего имама.

- Ма`мум (молящийся, следующий в коллективном Намазе за имамом) и имам должны находиться в мечети. Иначе расстояние между ними должно быть не более трехсот локтей (около 150 метров).

- Между ними не должно быть преграды, препятствующей проходу (вне мечети).  Например, если имам и ма`мум будут находиться в разных комнатах, между которыми заперта дверь, то их коллективный Намах недействителен.

- Должны совпадать действия их Намазов, то есть не является правильным чтение одного из пяти обязательных Намазов за имамом, выполняющим погребальную молитву (джаназа), ведь действия этих Намазов различаются: в джаyаза-Намазе нет ни поясного, ни земного поклонов.

- Не должно быть явного расхождения с имамом в действиях-сунне. Например, имам встает, не читая первый ташаhhуд, а ма`мум сидит для его чтения, или же имам выполняет сунну – суджуд-саhу по забывчивости, а ма`мум не следует за ним.

- Ма`мум в Намазе Аль-Джуму’аh при Такбират «Аль-Ихрам» должен иметь намерение «следовать за имамом». А в других Намазах намерение должно быть перед тем, как следовать за имамом, или долго его ждать.
Имаму нужно иметь намерение «быть имамом» в Намазе
Аль-Джуму’аh, в назр-Намазе в случае, если был дан обет выполнить его коллективно, и в повторном Намазе[3], а в других Намазах это – сунна.

Дорогие единоверцы, набирайте знания по религии и будьте богобоязненными! Пусть Аллаh примет ваши благие деяния и укрепит ваши сердца на пути истины!

__________________________________________________

[1] – Слов «Аллаhу Акбар».
[2] –
Примеры длинного рукна-действия: Ар-Руку’, Ас-Суджуд, Аль-Итидаль. Примеры короткого рукна-действия: сидение между двумя Суджудами.
[3] – Намаз, выполняемый второй раз коллективно после того, как уже был выполнен молящимся.