Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Курбан – ритуальное жертвоприношение

Курбан – ритуальное жертвоприношение

Наша религия призывает к высокой морали, щедрости, благочестивым делам и добру. Среди благих дел, к совершению которых призывает Ислам – это Курбан, что является утвержденной Сунной. Об этом передал Анас ибн Малик, пусть благословит его Аллаh. Он также передал, что Пророк Мухаммад, мир Ему, совершал жертвоприношение и резал два барана.

Среди теологов Ислама, которые подтвердили, что это Суннаh, первый халиф – Абу Бакр, второй халиф – ‘Умар ибн Аль-Хаттаб и му`aззин[1] Пророка Мухаммада, мир Ему, – Биляль Аль-Хабаший. 

Преимущества Курбана

О преимуществах Курбана передаёт жена Пророка, мир Ему, ‘А`иша, да благословит eё Аллаh, словами Пророка Мухаммада, мир Ему:

ضَحُّوا وَطَيِّبُوا أَنْفُسَكُمْ فَإِنَّهُ مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَسْتَقْبِلُ بِذَبِيحَتِهِ الْقِبْلَةَ إِلَّا كَانَ دَمُهَا وَفَرْثُهَا وَصُوفُهَا حَسَنَاتٍ فِي مِيزَانِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

Это означает: «Совершайте Курбан. И пусть каждый мусульманин стоит грудью и лицом в сторону Ка‘бы, и тогда этот Курбан будет вознаграждением в Судный День в его (этого человека) пользу. И это нужно делать искренне от души».

Поэтому желательно направить свою жертву в сторону кыблы и произнести слова:

"باسم الله، الله أكبر"(«Бисмилляh. Аллаhу Акбар»)

а также говорить слова:

"اللهم تقبّل مني"       «Аллаhумма таккабаль минни» (О Аллаh, прими моё жертвоприношение).  

Лучше для совершающего жертвоприношение, чтобы 1/3 часть курбана он отдал в качестве садака; 1/3 часть – оставил себе; и 1/3 часть – подарил тому, кому захочет. Если же он полностью раздаст мясо бедным, то это тоже принимается.

Кто говорит, что якобы есть Хадис, в котором говорится, что если мусульманин имеет возможность сделать Курбан и не делает этого, тогда ему говорят: «Не приходи в мечеть!», то нет подтверждения, о действительности этого Хадиса.

Что принимается в качестве Курбан и каковы правила ритуала 

Для правильной сделки купли-продажи живого животного нельзя покупать его по весу, оно покупается как единое целое животное. При выборе жертвенного животного обращайте внимание на его возраст, здоровье и наличие недостатков.

Принимается как Курбан: овца или баран не моложе года, коза, бык или корова старше двух лет, верблюд, достигший полных пяти лет. Мухаддис Джабир передал изречение Пророка Мухаммада, мир Ему, где сказано:

لَا تَذْبَحُوا إِلَّا مُسِنَّةً إِلَّا أَنْ تَعْسُرَ عَلَيْكُمْ فَاذْبَحُوا جَذَعَةً مِنَ الضَّأْنِ

Это означает: «Режьте, что старше по возрасту, а если трудно, то режьте годовалого барана».

Причем овца или коза могут быть принесены в жертву от одного человека, а корова, бык или верблюд — от семи человек. Но лучше, когда каждый человек отдельно совершает Курбан, даже если он зарежет одну овцу.

Желательно, чтобы жертвенное животное было упитанным, большим и красивым. В нём не должно быть изъян, которые плохо влияют на количество и качество мяса.

Не принимается в качестве Курбана: хромое, слепое или больное животное, а также очень худое животное, если его болезнь заметна снаружи, а также, если у него полностью или частично отрезано ухо.

А если на животном есть клеймо, или некоторые другие мелкие недостатки, не влияющие на качество мяса, то оно принимается (например, оторван рог, порезано или проколото ухо). Насчет цвета шерсти животного сказано, что лучше приносить в жертву животное с белой шерстью, чем с черной.

Известно, что Пророк Мухаммад, мир Ему, своей благословенной рукой совершал Курбан и приносил в жертву двух баранов, которые были большими и жирными.

Время жертвоприношения наступает после того, как пройдет время достаточное для чтения двух ракя’атов и двух проповедей от начала времени Праздничного Намаза. А если режут раньше этого времени, то Курбан, как обряд, не принимается.

Передали имамы Муслим и Аль-Бухарий, что в день праздника Пророк, мир Ему, выступал после Намаза и сказал во время проповеди:

مَنْ صَلَّى صَلَاتَنَا هَذِهِ وَنَسَكَ نُسْكَنَا فَقَدْ أَصَابَ سُنَّتَنَا وَمَنْ نَسَكَ قَبْلَ صَلَاتِنَا فَتِلْكَ شَاةُ لَحْمٍ فَلْيَذْبَحْ مَكَانَهُ

Это означает: «Кто читал с нами Намаз и после этого выполнил ритуал (жертвоприношения), то он правильно выполнил нашу сунну, а кто совершил ритуал до совершения нашего Намаза вместе с нами, то этот Курбан не принимается и пусть режет заново».

Время для Курбана продолжается до захода солнца 13-го числа месяца Зуль-Хиджжаh. Категорически запрещается продавать что-либо от Курбана (мяса жертвоприношения). Об этом говорили теологи Ислама. Не разрешается давать шкуру или что-либо другое за труд, но можно давать тому, кто резал как Съадака.

Местом жертвоприношения может быть территория того, кто режет Курбан. Лучше Курбан совершать в своём доме перед близкими и родными. Если это искупление для тех, кто совершает Паломничество, то это должно быть в той местности, где совершалось Паломничество.

Мудрость Курбана

В рассказе о Пророке Ибраhиме, мир Ему, говориться, что Аллаh Всевышний повелел Пророку Ибраhиму, мир Ему, принести в жертву своего сына – Исма‘иля. Когда Пророк, мир Ему, пошел приносить своего сына в жертву, перед ним трижды появлялся шайтан. И в те места, где находился шайтан, Пророк Ибраhим, мир Ему, трижды бросал камни. Мы также обязаны бросать камни в эти три места, так как это входит в обряды Хаджжа (Паломничества). Но, по Воле Аллаhа Всевышнего, Пророку Ибраhиму, мир Ему, из Рая была послана овца. Теологи, специалисты в рассказах и толкованиях говорят, что, когда Пророк Ибраhим, мир Ему, хотел принести своего сына в жертву, сказал ему: «Пойдем совершать Курбан ради Аллаhа». Он взял нож, верёвку, и они пошли, и когда дошли до гор, сын спросил у отца: «Где же Курбан?» Отец ответил: «О, сын мой, я видел во сне, что режу тебя». (Сон Пророка – Откровение. Об этом сказал теолог Ислама Катада). Тогда Исма‘иль сказал отцу: «Покрепче свяжи меня, чтобы я не бился и постарайся, чтоб моя кровь не попала на твою одежду, а то моя мать увидит это и загрустит. И пусть быстро пройдёт нож по моему горлу, а когда подойдёшь к маме, то передай ей салям». Тогда Ибраhим, мир Ему, поцеловал его и, заплакав, сказал: «Ты мой помощник в соблюдении повелений Всевышнего». После чего, взял нож и хотел зарезать, но нож не резал. Имам Муджаhид сказал, что когда Он хотел резать горло, то нож отворачивался, и тогда Его сын Исма‘иль сказал: «Ударом заколи меня». Они оба хотели выполнить повеление Всевышнего. Затем Ибраhим, мир Ему, услышал слова Ангела, означающие: «Ты хотел исполнить то, что Ты видел во сне, а взамен твоего ребёнка – овца». О том, что взамен Исма’иля была дана как жертва овца сказано в Кур`ане в Суре «Асъ-Съаффат».

Этот рассказ для размышления, чтобы каждый из нас был богобоязненным в любом состоянии: в горе или в радости, чтоб наше сердце никогда не покидала надежда на Аллаhа Всевышнего. В любых ситуациях мы должны уповать на Создателя и брать пример с великих Посланников, мир Им всем, которые с достоинством перенесли все ниспосланные им испытания.

_____________________________________________

[1] Му`аззин – призывающий к молитве.