Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Душа

Душа

Хвала Аллаhу, Господу Миров, Которому присущи самые величественные Сыфаты и Он превыше любых недостатков. Просим у Аллаhа даровать еще больше величия и почета лучшему из созданий, последнему Пророку и Посланнику – Мухаммаду, мир Ему, а также всем тем, кто верно следовал по Его пути.

В данной статье мы расскажем о душе – невидимом и неосязаемом для нас создании Аллаhа, сущности которой не дано было познать даже величайшему из всех Пророков – Мухаммаду, мир Ему.

Душа – это неосязаемое тело, сущность, которую нам не дано постичь.Поэтому, необходимо оставить поиск сущности души, т.к. это то, до понимания чего нам не дано дойти разумом.

Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане (Cурa «Аль-`Исра`», Аят 85):

ويَسْأَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي وَمَا أُوتِيتُم مِّن الْعِلْمِ إِلاَّ قَلِيلاً

означающее: «Они спрашивают тебя о душе. Душа является одним из многих созданий Аллаhа, и вам не дано много знать об этом».

Когда Посланник Аллаhа, мир Ему, был спрошен о сущности души, Он сказал, что это создано Аллаhом, и только Он знает о ее сущности. Это передано от Абу hурайра, который сказал, означающее: «Пророк прожил жизнь, не зная о сущности души, и многие люди, которые углубились в эту тему – не смогли узнать секрет души, не смотря на все их старания. Аллаh не дал никому знать больше того, что Он хотел, чтобы они знали».

Обязательно нужно верить в то, что душа существует. Это неосязаемое тело, сущность, которого не известна никому, кроме Аллаhа. Души созданы и имеют начало существования, но по Воле Аллаhа не имеют конца.

Передано, что, когда иудеи отправились к племени Курайш для того, чтобы спросить Пророка, мир Ему, о юношах, которые уснули в пещере, а также спрашивали Его о Зуль-Карнейне и о душе. Они сказали, что если Он ответит на все их вопросы, то Он не является Пророком, а если Он не ответит ни на один из заданных вопросов, то Он так же не является Пророком. Ну, а если же Он ответит на некоторые вопросы, а некоторые оставит без ответа, то они поймут, что Он правдивый, что Он – Пророк. Когда они спрашивали Его, Пророк рассказал им две истории: одну про юношей, которые уснули в пещере, а вторую про Зуль-Карнейна, и не сказал им ничего о душе. Даже в Таурате (Тора) вопросы связанные с душой, были скрытыми. Таким образом, они убедились, что Он является Пророком.

Аллаh Всевышний создал людей, джинов и Ангелов таким образом, что они остаются живыми до тех пор, пока душа находится в теле. И прекращается их жизнь, когда душа отделяется от тела. Душа создана, она не является вечной без начала. Души созданных имеют начало, но не имеют конца по Воле Аллаhа.

После того, как Аллаh создал Адама, мир Ему, Он вывел из спины Пророка Адама души и приказал им говорить. И все души признали то, что Аллаh – Единственный Создатель. После рождения ребенка, душа, которая находится в нем, не помнит о том, что она признавала Божественность Аллаhа. После этого ребенок следует тому, чему его обучают. Таким образом, часть созданных уверовали в Создателя, а часть – не уверовала.

Ан-Наса`и, Ахмад, Ибн Джарир и Аль-Хаким в сборнике «Мустадрак» передали следующий Хадис от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллаh. Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

إن الله أخذ الميثاق من ظهر ءادم عليه السلام بنعمان يوم عرفة ، فأخرج من صلبه كل ذرية ذرأها فنثرها بين يديه ثم كلمهم قبلا قال :{أَلَسْتَ بِرَبِّكُمْ قَالُواْ بَلَى شَهِدْنَا أَن تَقُولُواْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّا كُنَّا عَنْ هَذَا غَافِلِينَ {172} أَوْ تَقُولُواْ إِنَّمَا أَشْرَكَ ءابَاؤُنَا مِن قَبْلُ وَكُنَّا ذُرِّيَّةً مِّن بَعْدِهِمْ أَفَتُهْلِكُنَا بِمَا فَعَلَ الْمُبْطِلُونَ} [سورة الأعراف]

Это означает: «После того, как Аллаh создал Адама, Он вывел со спины Адама  души всех людей, которые будут рождены до конца Света.  В тот день -  день ‘Арафа в местности Ну‘ман души всех потомков Адама засвидетельствовали о том, что их Господь – Аллаh. В Кур`ане (Сура «Аль-А‘раф», Аяты 172-173) сказано, означающее, что души всех людей засвидетельствовали о том, что их Господь – Аллаh, и признали, что нет божества кроме Него. И это было сделано для того, чтобы в Судный день они не смогли оправдываться тем, что они забыли об этом или тем, что их отцы были язычниками, а они последовали по их пути, так как были их потомками».

Также в сборнике «Муснад» Имама Ахмада передан Хадис от Шу‘ба, который передал от Абу ‘Имрана, который передал от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллаh, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

يقال للرجل من أهل النار يوم القيامة :  لو كان لك ما على الأرض من شىء أكنت مفتديا به ؟ قال : فيقول: نعم ، فيقول: قد أردت منك ما هو أهون من ذلك ، قد أخذت عليك في ظهر ءادم أن لا تشرك بي شيئا فأبيت إلا أن تشرك بي

Это означает: «В Судный День будет спрошен неверующий человек: «Если бы тебе принадлежало все, что есть на земле, пожертвовал бы ты этим, чтобы спастись от наказания?» Он ответит: «Да».  Тогда ему скажут: «От тебя требовалось намного меньше: сдержать обещание, что не будешь поклоняться никому кроме Бога, которое ты сам дал в день, когда из спины Адама были выведены души людей. Но ты его не сдержал».

На 120-й день Ангел вдыхает душу в ребенка, находящегося в утробе матери. Сказано в Кур’ане, в Суре Аль-Бакара, в Аяте 28:

كَيْفَ تَكْفُرُونَ بِاللهِ وَكُنتُمْ أَمْوَاتًا فَأَحْيَاكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

что означает: «Как вы можете не верить в Аллаhа? Вы не были живыми (т.е. человек был каплей без души), Он дал вам жизнь, и Он омертвит вас, затем оживит вас, и вы будете возвращены в День Воскрешения».

Когда человек умрет, и после того, как его тело разлагается, то в зависимости от его деяний в этой жизни, его душа либо поднимается в Рай, либо ждет Дня Суда между небом и землей, либо находится в сиджжине – это место под седьмой землей.

Тела Пророков, шаhидов и некоторых святых, не разлагаются и душа их не покидает. Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане (Cура Аз-Зарият, Аяты 20-21):

وَفِي أَنفُسِكُمْ أَفَلا تُبْصِرُونَوَفِي الأَرْضِ ءايَاتٌ لِّلْمُوقِنِينَ

Что означает: «На земле есть много ясных знамений, приводящих к искренней вере в Аллаhа для тех, кто поставлен на путь Веры и идет по нему. И в вас самих тоже есть ясные знамения. Неужели вы их не замечаете, и не видите на что они указывают?».

В этом Аяте имеется ввиду то, что человек, смотрящий на другого, находит в нем удивительные вещи, указывающие на Величие и Могущество Аллаhа. Одной из них является сны, которые видит человек. В снах он видит различные дальние страны, еду и питье, горести и радости, и т.п. Эти сны – духовное виденье, т.е. душа человека, будучи связанной с телом, во время сна, не покидая тело, по Воле Аллаhа, может видеть многое. Во время сна в теле остается жизнь, это значит, что душа связана с ним, но эта связь слабее, чем во время бодрствования.

Каждый человек обязан знать о том, что Аллаh - Создатель души и тела, и Он не является ни душой, ни телом.

Душа Пророка ‘Исы, мир Ему, создана Аллаhом, как об этом сказано в Кур’ане (Сура Аль-Анбия, Аят 91):

وَالَّتِي أَحْصَنَتْ فَرْجَهَا فَنَفَخْنَا فِيهَا مِن رُّوحِنَا وَجَعَلْنَاهَا وَابْنَهَا ءايَةً لِّلْعَالَمِينَ

означающее, что Аллаh Повелел Джибрилю вдуть в Марьям душу, которую Он Создал, и которая имеет почетность.

В этом Аяте есть словосочетание «мир-рухина», если дословно перевести, то это словосочетание означает: «Из нашей души», но в этом Аяте они сказаны в значении власти и возвеличивания, не в значении разделений или отделения. Также Аллаh сказал об Адаме, в Суре Сод в Аяте 72 и в Суре Аль-Хиджр в Аяте 29, в котором словосочетание «мир-рухи» означают, что Аллаh создал душу Адама и наделил ее почетной степенью. Некоторые неправильно дословно переводят эти Аяты, говоря, что якобы Аллаh создал Адама и ‘Ису от своего духа – это является заблуждением.

Души делятся на два вида: почетные, и не почетные. Души всех Пророков принадлежат к первому виду, т.е. являются почетными. Об этом сказано в Аятах о Пророках: ‘Исе и Адаме. А словосочетания, которые мы упоминали в этих Аятах - «мир-рухи» и «мир-рухина», используются для указания почетности, т.е. степени почетности души. Душа является созданной, а Аллаh превыше качеств созданных. Нельзя говорить об Аллаhе «душа» или «дух». Имена Аллаhа, которыми мы его называем передано в достоверных источниках.  Нельзя называть Аллаhа теми именами, о которых не было упомянуто в достоверных источниках. Воистину Аллаh Всезнающий.

Что касается существования души у животных, то об этом сказано в Священном Кур’ане, в Суре Ат-Такуир, в Аяте 5-ом:

وإِذَا الْوُحُوشُ حُشِرَتْ

означающее: «Дикие животные будут собраны (т.е. воскрешены)»

Когда соберутся дикие животные, которые в жизни боялись людей и друг друга, в Тот День у них не будет боязни, а будет между ними справедливый суд. Если одно животное при жизни забодало другое, тогда тому, которого забодали будут даны рога, чтобы он мог забодать своего обидчика.

Пророк, мир Ему, сказал означающее: «Они будут собраны на Том Свете для того, чтобы вернуть права угнетенным». Это передал Имам Муслим.

Однако, это ни в коем случае не означает, что животные будут получать наказание в аду, как это происходит с людьми за их грехи. Животные не отвечают за свои действия, т.к. у них нет разума, но это будет для того, чтобы даже между животными торжествовала справедливость. После восстановления своих прав, они превратятся в песок.

Все это указывает на то, что и у животных есть душа и является заблуждением, то, что говорят некоторые, что якобы у животных нет души. Это противоречит Кур`ану и изречениям Пророка Мухаммада, мир Ему.

В заключении напомним о том, что сказано в Кур`ане:

كل نفس ذائقة الموت

Это означает, что каждая душа познает вкус смерти. И несмотря на то, что душа человека будет существовать вечно, его жизнь на этом свете прекратится, и каждый из нас ответит за свои деяния в Судный День.

Будьте богобоязненными, покорными Аллаhу Всевышнему, живите и действуйте согласно Шари‘ату, готовя себя к величайшему дню, к дню, когда не принесут пользу ни имущество, ни деньги, ни дети тем, кто не уверовал в Создателя и Его Посланника, мир Ему.