Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Наблюдая за окружающим миром

Наблюдая за окружающим миром

Хвала Аллаhу, Который сотворил нас обладающими разумом. Теологи Ислама говорили, что разум – это инструмент, помогающий отличить полезное от вредного, дающий нам возможность распознавать добро и зло, и несомненно, всё это на основе получаемых в соответствии с Шари'атом знаний. Ведь именно опираясь на знания Шари'ата, мы можем судить, что есть благо для нас, а что вред. Воистину, Аллаh Всевышний повелел нам использовать дарованный разум, поэтому не стоит пренебрегать этим благом, а следует использовать его с пользой для себя.

Наблюдая за окружающим миром, размышляя над тем, как он появился и устроен, человек способен прийти к осознанию того, что:

  • несомненно, существует Создатель, сотворивший весь этот мир,
  • и Создатель этого мира не похож на Свои создания.
Мы убеждены без сомнения в том, что существование Вселенной – есть доказательство существования ее Создателя. Ведь наш разум не воспринимает существования действия без действующего, так же как не может быть написанного без написавшего или строения без построившего. Тем более наш разум не может признать существование всего этого мира без его Создателя.
 
Стоит лишь оглянуться вокруг, и перед нашим взором предстанут многочисленные создания нашего Господа. Все окружающие предметы, воздух, солнце, небо, облака, грандиозное пространство Вселенной, а также наши действия, мысли, чувства, и даже само время, – все это создания Аллаhа.  Есть большая польза в том, чтобы размышлять над тем, как удивителен окружающий мир. Как восхитительна смена дня и ночи, как движется луна, как прекрасен небесный свод и звезды, как поднимается солнце на восходе, садится на закате, как бушуют ветра... И несмотря на то, что мы восхищаемся устройством этой вселенной, гармонией чередующихся событий, красотой природы и множеством благ, которые можем получить, мы ни в коем случае не приписываем Божественность кому-либо или чему-либо из этих созданных.
 
Некоторые люди ошибочно приписывают Божественность природе и ложно утверждают, будто бы природа создала что-либо, наделив бытием после небытия. На самом же деле, природа не имеет ни воли, ни выбора, ни знаний, соответственно, не может создавать и определять всякому сущему возможность его бытия или небытия. В русском языке, как известно, слово «природа» имеет два наиболее употребляемых значения. Одно из них это «окружающий нас мир», другое – «качества присущие объектам».
 
Например, природой огня является сжигание, полыхание, жар, свет и т.д. Природой воды является текучесть, жидкое состояние. Природа льда – холод, твёрдость, хрупкость. И очевидно, что качества того или иного тела не существуют до появления самого тела, которому это качество присуще. Как например, холод и хрупкость льда существуют с момента появления льда, а без льда нет его хрупкости и прочих качеств, присущих ему. Природа существует с того момента, когда появляется то, чему она присуща. Природа огня существует с момента появления огня, также как и природа воды существует с момента появления самой воды. Не может Создателем для появившегося быть то, чего когда-то вообще не было!
 
Если же мы говорим о природе как об окружающей нас среде, то следует понимать, что она тоже имеет свои качества и является частью от этого мира. А часть этого мира не способна быть создателем для всего мира. Очевидно, что природа не является Создателем вселенной.
 
Подобно этому, отвергается здравым разумом и ложное убеждение о том, что этот мир будто бы создал сам себя. Ведь является абсурдом, чтобы что-то одновременно являлось бы и создателем, и созданным. Т.е. исходя из этого ложного суждения, вселенная должна была уже существовать, чтобы давать бытие чему-либо, но одновременно с этим не существовать, чтобы быть созданной и появившейся, а это противоречит здравому смыслу.
 
Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал:

  كَانَ اللهُ وَلَمْ يَكُنْ شَىْءٌ غَيْرُهُ     رَوَاهُ البُخَارِيُّ

Это означает: «Аллаh был Вечно, и ничего не было кроме Него».

Передал Имам Аль-Бухарий.

Т.е. не было света, темноты, воды, воздуха, земли, Небес, Аль-Курсий, Аль-'Арша, людей, джиннов, Ангелов, времени, места, не было верха, низа и других направлений... Не было абсолютно ничего из созданных, а Аллаh был Вечно без начала. И если бы Он не был Вечным без начала, то был бы созданным, а созданный не может быть Богом. Аллаh существовал вечно до создания вселенной и не было такого понятия по отношению к Нему "во вселенной" или "вне вселенной". Воистину Аллаh – Создатель образа, места, направлений, и Ему не присущи ни образ, ни местонахождение, ни направление.

Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал:

« لا فِكْرَةَ في الرَّبِّ »

Это означает: «Господа невозможно охватить разумом». А также Ибн 'Аббас, двоюродный брат Пророка, мир Ему, сказал:

تَفَكَّرُوا فِي كُلِّ شَىْءٍ وَلَا تَفَكَّرُوا فِي ذَاتِ اللهِ 

Это означает: «Размышляйте о созданиях Аллаhа и воздерживайтесь от размышлений о Его Сущности». То есть знание об Аллаhе не достигается путем воображений, представлений и иллюзий. В то время, как внимательное наблюдение и вдумчивое изучение созданных позволяет узнать о Могуществе и Величии их Создателя, сделать вывод о том, что Создатель превыше всех качеств, созданных и не похож на Свои создания.

Чтобы знать об Аллаhе и верить в Него, нельзя пытаться Его представлять, ведь воображаемое нуждается в том, Кто создал для него этот образ и вид. Создателем всего является Аллаh, и Он не воображаем умом. Мысли, образы, размышления – все это является созданным. Все образы и воображения, возникающие в сердце человека, видел ли он их или нет, – созданы. Невозможно достичь в воображении Того, Кому не присущ образ, вид или облик. Как сказал Имам 'Али, да будет доволен им Аллаh:

«إِنَّ الَّذِي كَيَّفَ الْكَيْفَ لا كَيْفَ لَهُ »

Означающее: «Тот, кто создал образ, Сам его не имеет». А также сказано в Кур`ане:

﴿ لا تُدْرِكُهُ الأَبْصَارُ ﴾

Означающее: «Бога не достигнуть в иллюзиях». Нам нужно следовать Шари'ату, а не иллюзиям, так как Шари'ат подтверждает, что Аллаhа не постигают воображением, потому что Он не созданный и Ему не присущ образ. А также сказано в Кур`ане:

 لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ 

Это означает: «Нет ничего подобного Ему». А великий ученый, известный под именем Зун-Нун Аль-Мисрий, сказал:

«مَهْمَا تَصَوَّرْتَ بِبَالِكَ فَاللهُ بِخِلَافِ ذَلِكَ»

Это означает: «Что бы ты себе ни представил – Аллаh на это не похож». Иными словами, Аллаh не похож ни на что из того, что мы можем себе представить. Потому что все, что мы себе представляем, это созданное. Нам, созданным, когда-то не существующим, нужно признать нашу слабость в том, что невозможно постичь воображением Сущности Того, Кто не создан и не имеет начала Своего существо-вания. И в следовании этому пути для человека есть спасение от попадания в ошибки, в которых «утонули» те, кто оставил разум и слепо последовал за воображением. 

Аллаh повелел нам размышлять о Его творениях, для того, чтобы мы знали, что Создатель на них не похож. Также размышления о созданных необходимы по причине того, что усиливают веру в существование Аллаhа, Его Всемогущество и Всезнание. Аллаh даровал нам большие блага на этом свете. Воистину, Аллаh Всемогущий Создатель всего, и нет границ Его Всемогуществу.  Воистину Аллаh – не тело (не объект) и не качество тел, Ему не присущи границы. Никто не может противостоять Ему, и нет равного Ему или подобного Ему.