Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Какова причина появления четырех мазhабов?

Какова причина появления четырех мазhабов?

ВОПРОС: Какова причина появления четырех мазhабов?

ОТВЕТ: Причина появления мазhабов (правовых школ в Исламе) таких Имамов, как Абу Ханифа, Малик, Аш-Шафи`ий и Ахмад ибн Ханбаль, заключается в том, что некоторые вопросы, в знании которых нуждаются мусульмане, не упоминаются прямым текстом ни в Кур`ане, ни  в Хадисах Посланника Аллаhа, мир Ему.

Мусульмане, жившие во времена Посланника Аллаhа, мир Ему, имели возможность узнать религиозное заключение, связанное с каким-либо вопросом у Самого Пророка, мир Ему, или же у того из сподвижников, кто постоянно находился с Ним. Однако, после смерти Посланника Аллаhа, мир Ему, люди разошлись в понимании некоторых Аятов, которые имеют более одного значения. Часть сподвижников дали этим Аятам одно объяснение, которое считали правильным, а другие дали им иное объяснение, считая его верным. Разность в понимании Аятов привела к различной трактовке, и как следствие этого появились различия в правилах соблюдения ритуалов. Затем каждый следовал тому правилу, которое считал правильным. При этом никто не порицал тех, чье мнение отличалось от его.

После сподвижников пришло следующее поколение ученых, которое унаследовало знания от них. В рамках тех правил, которые установили сподвижники, они выносили религиозные заключения (иджтиhад) по тем вопросам, в которых не было ясного объяснения. Ученые последующих веков, переняв знания от предыдущих, также выносили разные заключения по некоторым вопросам по причине их разного понимая. Такая же тенденция наблюдалась в последующих веках: между учеными возникали разногласия в вопросах, с которыми не сталкивались предыдущие поколения ученых. 

Наглядным примером разного понимания религиозных текстов среди сподвижников был случай, который произошел после смерти Посланника Аллаhа, мир Ему. Появились различные заключения в вопросе разделения наследства умершего между его дедом и братьями. Абу-Бакр сказал, что наследство достается деду и запрещено для братьев, потому что положение деда подобно положению отца, и так как при наличии отца братья не получают наследства, то также у них нет прав на его получение при жизни деда умершего. Зейд Ибн-Сабит и Алий Ибн Абу-Толиб вынесли другое заключение по данному вопросу, сказав, что братья умершего участвуют в разделе его наследства.  Данный вопрос также рассматривался учеными последующих веков, и из-за разного понимания возникли различия в заключениях: иджтиhад некоторых совпал с иджтиhадом Абу Бакра, а других – с Аш-Шафи’ий, Зейда и ‘Алий.

Как видим, кроме Абу-Ханифа, Малик, Аш-Шафи’ий и Ахмад Ибн-Ханбаль были другие муджтаhиды – основатели мазhабов. Но после их смерти количество приверженцев их школ уменьшалось, и исчезали заключения, оставленные ими. Что касается этих четырех Имамов, то их заключения предавались из поколения в поколение, а число последователей увеличивалось. Мусульмане Средней и Малой Азии последовали за Имамом Абу Ханифа, некоторые жители стран Шама и Египта – за Имамом Аш-Шафи’ий, верующие Медины и Северной Африки – за Имамом Малик, а некоторые мусульмане Ирака – за Имамом Ахмадом.
Испокон веков мусульмане Крыма в своем большинстве следовали школе великого Имама Абу Ханифа, но также среди них были приверженцы Имама Аш-Шафи’ий.

И так как дозволено следовать любой из этих школ, то в случае сохранения других мазhабов, также было бы дозволено следовать им. Но этой особенности удостоены лишь упомянутые четыре мазhаба, которые были зафиксированы и сохранены. 

В существовании различных школ и заключений есть облегчение для мусульман. Если человек не в состоянии выполнить какой-либо ритуал согласно конкретной школе, то он может воспользоваться заключением ученых другой школы, поскольку эти заключения относятся к признанным всеми ученым-муджтаhидам.

Однако с появлением сект, подобных ваххабитам, их приверженцы стали отрицать школы. Свою позицию они объясняют тем, что во времена Пророка, мир Ему, не было школ. Однако тут возникает вопрос: «Как поступить человеку, который хочет научиться выполнять Намаз?». Либо они скажут: «Пусть он изучает Куран и Хадисы», и тогда ему понадобится несколько лет для того, чтобы изучить религиозные тексты и научиться выполнять Намаз. Но следует обратить внимание на тот немаловажный факт - при этом человек может и не понять смысл некоторых Аятов и Хадисов самостоятельно. В этом случае он может совершить множество грехов за то, что не выполняет Намазы, отказываясь от следования школ.  Либо скажут: «Мы сами его научим». В таком случае получается, что они отрицают признанные школы, но при этом «придумали свою школу». У кого они этому научились? Откуда им знать, как выполнять Намаз? Ведь Аллаh не каждому даровал быть муджтаhидом.

Как мы видим, только по вопросу выполнения Намаза, отрицающий мазhабы не может найти выход из положения. Хвала Аллаhу, что он даровал существование школ, в которых есть облегчение для мусульман. Мы нуждаемся в этих школах и не в состоянии самостоятельно выносить заключения, оставив заключения муджтаhидов.

Пусть Аллаh дарует больше усердия на пути приобретения знаний от достоверных мусульман.   

Контакты

Центральное духовное управление мусульман -

Таврический муфтият, Муфтият Крыма,

ул. 1 Конной Армии, 66,

г. Симферополь, Республика Крым, Россия, 295024,

тел.: +7978-038-83-89,

e-mail: info@cdumk.ru