Основа суфизма

Категория: Суфизм Просмотров: 3857

بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله رب العالمين و صلّى الله على سيّدنا محمدٍ و على آله و صحبِهِ و سلَّم

Cказано в Кур'ане:

إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا تَتَنَزَّلُ عَلَيْهِمُ الْمَلائِكَةُ أَلاَّ تَخَافُوا وَلا تَحْزَنُوا وَأَبْشِرُوا بِالْجَنَّةِ الَّتِي كُنتُمْ تُوعَدُونَ

نَحْنُ أَوْلِيَاؤُكُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الآخِرَةِ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَشْتَهِي أَنفُسُكُمْ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَدَّعُونَ

نُزُلا مِّنْ غَفُورٍ رَّحِيمٍ

Это означает: «Воистину, те, кто сказали «Наш Господь - Aллah», были стойкими в Вере и выполняли повеления Всевышнего, они - аулия (святые)[1], к ним нисходят Ангелы, которые говорят: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был вам обещан Аллаhом!» И Аллаh дал им знать, что дарована им поддержка и победа в этой жизни. А на Том Свете они будут иметь все, что пожелают, [и приготовлены им такие наслаждения, которые никто никогда не видел, не слышал и не мог даже представить себе]. Эти дары от Прощающего и Милостивого Аллаhа». (Сура «Фуссылят», Аяты 30-32).

Аллаh дарует путь Истины тем своим рабам, кого любит. Если человек поступает согласно Шари’ату, то его поступки одобрены Аллаhом, и за это Создатель дарует ему великие вознаграждения. А кому не дано идти по Истинному пути, тот пребывает в невежестве и совершает грехи, за которые будет отвечать на Том Свете.

Человек обязан верить в своего Творца и знать Законы Бога. Получение необходимых религиозных знаний является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки.

Сюда входит знание основ вероучения, правил выполнения Намаза, ритуального очищения (Таhарат) и других ритуалов, а также знание того, что разрешено в Религии (халяль) и что запрещено (харам). Если человек не знает этого, то как ему избежать заблуждений и грехов?!

Без религиозных знаний человек не может идти по пути богобоязненности и тем более не может достичь степени святости. Святые люди - это в первую очередь верующие, которые знают основы Религии, выполняют все религиозные обязанности и, кроме того, избегают излишеств и даже отказываются от некоторых разрешенных жизненных благ для того, чтобы больше времени уделять дополнительным ритуалам (нафль), которым учил Пророк Мухаммад[2]. Они используют то, что даровал им Создатель – свое время, имущество, здоровье - на благие дела. Глубоко ошибается тот, кто думает, что можно стать святым, только лишь повторяя Зикр, но при этом не имея знаний и не выполняя фарды!

Без необходимых религиозных знаний человек находится в большой опасности - ведь он не знает, как правильно поступать, что дозволено говорить, а что запрещено, о чем думать, какие убеждения должен иметь и как исправить себя. Только истинные знания, верные убеждения и соблюдение спасут человека на Том Свете!

Во времена Пророка Мухаммадатермин «суфий» не использовали, но само понятие уже существовало. Оно включает в себя знание Религии, правильное соблюдение, а также совершение дополнительных благих дел и неприхотливость. Истинный суфий определяется не по внешнему виду (халат, чалма, длинная борода, в руках четки, постоянно читает Зикр). Настоящий суфий - это тот, кто прежде всего имеет истинные убеждения, знает вопросы Единобожия (Таухид) и соблюдает повеления Всевышнего. Он знает свои обязанности и соблюдает их в соответствии с теми знаниям, которые передали теологи Ислама, а не так, как ему кажется. Более того, он преодолевает свои мирские желания, ведет скромный, неприхотливый образ жизни, чтобы больше времени уделять соблюдению.

Некоторые люди, которые выдают себя за суфиев, говорят, что они уже достигли такой степени, что могут не выполнять обязанности (как, например, Намаз), так как Намаз – это внешнее поклонение, а они уже обладают «скрытыми» знаниями. Но даже Пророк Мухаммад- самый прекрасный из созданных - не был освобожден от религиозных обязанностей и выполнял их до самой смерти!

Аллаh дарует некоторым святым особенность уже в этой жизни - карамат - необычные способности, например, видеть то, что не видят другие, или слышать то, что не слышно другим. Но человек не достигнет такой степени без соблюдения Шари’ата.

Известный теолог Ислама, глава суфиев своего времени Аль-Джунайд Аль-Багдадий (умер в 292 г.h.) сказал означающее: «Мы стали суфиями, не просто слушая рассказы о ком-либо, а на практике следуя этому пути. Мы бодрствовали ночами, терпели жажду и голод для дополнительного соблюдения сверх того, что мы обязаны, и отказывались от некоторых дозволенных наслаждений для того, чтобы использовать наши возможности и время для более приоритетных дел».

Слова Аль-Джунайда означают, что суфии достигли высокой степени благодаря дополнительному соблюдению сверх обязательного. Они держали Пост искренне ради Аллаhа, и каждый шаг, каждое слово, каждое дело они совершали искренне ради Всевышнего. И были среди них те, кто полночи проводили в соблюдении, а некоторые из них треть ночи использовали для того, чтобы делать сунну (нафль-Намаз и др). А не так, как поступают некоторые лжесуфии, которые целыми днями пересказывают, что сделал тот суфий или как поступил этот святой, поют нашиды или читают Зикр, но при этом не имеют знаний и не выполняют даже фард (свои обязанности).

Аль-Джунайду Аллаh дал особенность - он обладал обширными знаниями: знал Кур'ан, Хадисы, Ат-Таухид, науку о наследстве и многие другие. Его пример показывает, какого совершенства способен достичь человек!

И как можно назвать суфиями тех людей, которые не знают даже простые вопросы Ислама?! Когда их спрашивают: «Какое направление кыблы?», они отвечают: «Молись, как хочешь - главное намерение». И даже не обращают внимания на ошибки при выполнении обязательных ритуалов, говоря: «Не важно, как делать - главное от души!» Но это неверно, и именно из-за таких лжесуфиев некоторые начинают выступать против суфизма. Надо соблюдать искренне от души, но как положено, выполняя все правила и условия ритуала. Ведь без обязательных знаний и правильного соблюдения точно не стать суфием.

الْحَمْدُ لِلّهِ الَّذي هَدانا لهاذَا وما كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلا أَنْ هَدَاناَ اللهُ ، اللهُمَّ صلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ عَبْدِكَ ورسوُلِكَ النَّبيِّ الأُمّيِّ وَعَلى آلِ مُحمَّدٍ وأزواجهِ وذُرّيّتِهِ ، كَمَا صَلَّيْتَ علَى  ِإِبْرَاهِيمَ وعلَى آل إِبْراهِيمَ ، وبارِكْ علَى مُحَمَّدٍ النَّبِيِّ الأُمّيِّ وعلَى آلِ مُحَمَّدٍ وأزواجهِ وذُرّيّتِهِ ، كَمَا باركْتَ علَى إِبْرَاهِيمَ وعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ في العَالَمِينَ إِنَّكَ حمِيدٌ مجيد


[1]Они не отступят от Веры и им будут дарованы особые благоденствия на Том Свете.

[2] - Салляллаhу `аляйhи уа саллям (Просим Аллаhа даровать Ему больше почета и величия)