Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Вера в судьбу

Вера в судьбу

Некоторые ученые говорили: «Судьба – это предопределение созданным, как Вечно знал и хотел Аллаh. Аллаh создает их в то время, которое определено Им». В это созданное входят произвольные и непроизвольные действия человека, добро и зло. Доказательством этому является ответ Пророка Мухаммада, Ангелу Джибраилю, мир Им, когда Он спросил о Вере:

 الإِيمَانُ أَنْ تُؤْمِنَ بِاللهِ وَمَلائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَاليَوْمِ الآخِر وَتُؤْمِنَ بِالقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ رَوَاهُ مُسْلِم

Это значит:  «Вера – это значит верить в Аллаhа, в Его Ангелов, в Его Книги, в Его Посланников, в Судный День, и верить в судьбу – в Предопределение добра и зла». Передал имам Муслим.

Все созданное (сюда входит добро и зло) происходит по Вечному Предопределению Аллаhа, а Предопределение Аллаhа – это Его Сыфат, а Сыфатам Аллаhа не присуще зло. Все в мире происходит только по Воле Аллаhа – все, что бывает с людьми: добро или зло, здоровье или болезнь, бедность или богатство. Все, что предопределил и хотел Аллаh по Своей Вечной Воле и Предопределению – неизбежно и непременно будет именно так. Сказано, что Пророк Мухаммад, мир Ему, обучал некоторых своих дочерей следующему выражению:

 مَا شَاءَ اللهُ كَانَ وَمَا لَمْ يَشَأْ لَمْ يَكُنْ

Это означает: «Что хотел Аллаh – было, чего не хотел – не было».

Передал Хадис Абу Даууд.

Имам Аль-Байhакый передал, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб выступал в местности Аль-Джабияh, благодарил и восхвалял Аллаhа. Затем сказал, означающее: «Того, кому Аллаh дал Веру, никто не собьет с Истинного Пути, и не сможет привести к заблуждению. А того, кто впал в заблуждение по Воле Аллаhа, никто не сможет вывести на Истинный Путь».

Сказал Аллаh Всевышний (Сура «Ан-Нахль», Аят 93):

 يُضِلُّ مَنْ يَشَاءُ وَيَهْدِي مَنْ يَشَاءُ

Значение: «Аллаh дарует Веру тому, кому хочет, и вводит в заблуждение того, кого хочет».

Представители течения аль-кадарийя (партия «Хизбут-Тахрир») имеют неправильные убеждения. Они говорят, что человек «хозяин своей судьбы» или что «судьба каждого в его руках». Кто имеет такие убеждения – немусульмане.

Все происходит по Воле Аллаhа. Как бы ты не хотел, чтобы было по-твоему, будет именно так, как Аллаh хотел этого, как Аллаh Предопределил тебе по Своей Вечной Воле и Вечному Знанию. Знай, что Пророк Мухаммад, мир Ему, осудил течение аль-кадарийя.

Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил, означающее: «Если речь идет о судьбе, то воздержитесь». Передал Ат-Табараний. Нельзя стремиться достичь секретов судьбы.

Передали имамы Аш-Шафи‘ий и Аль-Хафиз ибн ‘Асакир от ‘Али, да благословит его Аллаh, что он ответил тому, кто спросил его о судьбе, означающее: «Это скрыто Аллаhом, не мучай себя». Когда спрашивающий стал настаивать на ответе, ‘Али сказал, означающее: «Если ты очень хочешь знать об этом, то это одно между двух состояний: не по принуждению и не самостоятельно». Т.е. то, что с нами происходит не по принуждению, но мы не всегда получаем то, что мы хотим. Но то, что хотел Всевышний всегда случается и именно так, как хотел Аллаh. Наша воля под Волей Создателя.

Сказал Всевышний (Сура 25 «Аль-Фуркан», Аят 2):

﴿وَخَلَقَ كُلَّ شَىْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيرًا﴾

Это означает: «Аллаh сотворил все, предопределив каждому из созданного все, что с ним будет, и дал каждому из них свое предназначение».

Рабы совершают свои действия по своему выбору: без насилия и принуждения. Если бы Аллаh не хотел совершения грехов от грешников и неверия от кяфиров, и покорности от соблюдающих, то Он не создал бы Рай и ад. Кто говорит, что Аллаh создает добро и не создает зла, тот приписывает Аллаhу слабость. Если было бы так, то правили бы миром двое: один руководил бы добром, а другой – злом. Это – неверие и ширк. Это мнение ведет к тому, как они думают, что Аллаh проигрывает в том, что Он создал, потому что, по их убеждению, Аллаh хотел только добро, а зло создал шайтан и его помощники против Воли Аллаhа. У кого есть такие убеждения, тот немусульманин, потому что отвергает Аят из Кур`ана (Сура «Юсуф», Аят 21):

 وَاللهُ غَالِبٌ عَلى أَمْرِه

Это означает: «Никто не может противостоять Его Воле».

Надо знать, что если Аллаhом предопределено мучение грешникам, то это справедливость от Него, а не угнетение; если вознаградит покорного, то это милость от Аллаhа. И Он никому ничем не обязан.

Сказано в Хадисе, который передал имам Муслим от Абу Зарра:

 فَمَنْ وَجَدَ خَيْرًا فَلْيَحْمَدِ اللهَ وَمَنْ وَجَدَ غَيْرَ ذلِكَ فَلا يَلُومَنَّ إِلاَّ نَفْسَه

Это означает: «Кто видит себя на пути добра, пусть восхваляет Аллаhа, а кто нашел иное – пусть никого не обвиняет, кроме себя».

Тот, кто нашел добро, – это только потому, что Аллаh Своей милостью дал ему успех. Аллаh не обязан это давать. Пусть человек благодарит Аллаhа за это.

Тот, кто нашел зло, – это потому, что Аллаh показал недобрые стремления этого человека. Кого Аллаh ввел в заблуждение, то это справедливость от Аллаhа, а кому даровал Веру, то это милость от Него.

Если бы Аллаh после того, как создал людей, поселил одну часть в Раю, а другую – в аду, так как по Своему Вечному Знанию Он знает, что они не уверуют, то те, кто наказан, произнесли бы такие слова, как сказано в Кур`ане (Сура «Тоhа», Аят 134):

 وَلَوْ أَنَّا أَهْلَكْنَاهُمْ بِعَذَابٍ مِنْ قَبْلِهِ لَقَالُوا رَبَّنَا لَوْلا أَرْسَلْتَ إِلَيْنَا رَسُولاً فَنَتَّبِعَ ءَايَاتِكَ مِنْ قَبْلِ أَن نَذِلَّ وَنَخْزَى

Это означает: «Если бы Аллаh подвергал их мучениям до этого, то они сказали бы: «О, наш Господь, если бы послал нам Посланника, чтобы следовать за ним до того, как нам унизиться и пропасть».

Поэтому Аллаh послал Посланников, чтобы Они несли благие вести и предупреждали людей и джиннов от неверия так, чтобы людям было ясно видно и понятно, кто пропадет (не примет Веру) и кто спасется. Аллаh предупредил нас, что одна часть созданных будет в аду за их плохие деяния, которые они сделали по своему выбору. Аллаh знал по Своему Вечному Знанию, что они не уверуют.

Сказано в Кур`ане (Сура «Ас –Саджда», Аят 13):

 وَلَوْ شِئْنَا لآتَيْنَا كُلَّ نَفْسٍ هُدَاهَا وَلكِنْ حَقَّ القَوْلُ مِنِّي لأَمْلأَنَّ جَهَنَّمَ مِنَ الجِنَّةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِين

Это означает: «Если бы Аллаh хотел, Он даровал бы всем Веру. Но суждено так, ад будет наполнен некоторыми из джиннов и людей, по Воле Аллаhа».

Это Истина не меняется потому, что если бы эта весть изменилась, то она была бы ложью, а ложь – это недостаток, а Аллаh превыше недостатков.