Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Культура чтения Кур`ана

Культура чтения Кур`ана

إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَعُوذُ بِاللهِ مِن شُرُورِ أَنفُسِنَا وَمِن سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَن يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَن يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَن لاَ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ ولا مَثِيلَ له ولا ضِدَّ له ولا نِدَّ له، وَأَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدَنَا وحَبِيبَنا وعظيمَنا وقائدَنا وقُرَّةَ أَعْيُنِنا مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ وصَفِيُّهُ وحبيبُهُ صَلَوَاتُ اللهِ وَسَلاَمُهُ عَلَيْهِ وَعَلَى كُلِّ رَسُولٍ أَرْسَلَه. الصلاةُ والسلامُ عليكَ سيِّدي يا رسولَ الله. الصلاةُ والسلامُ عليكَ يا سيِّدي يا صاحِبَ الذِّكرَى يا أبا القاسِم يا أبا الزَّهْراءِ يا محمد. أَمَّا بَعدُ عِبَادَ اللهِ، فإني أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ الْعَلِيِّ الْقَديرِ القائلِ في مُحْكَمِ كتابِه:

﴿ يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنْظُرْ نَفْسٌ مَا قَدَّمَتْ لِغَدٍ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ﴾

Воистину, вся хвала Аллаhу! Мы восхваляем Аллаhа и поклоняемся Ему, обращаемся к Аллаhу за помощью и прощением грехов. Просим у Аллаhа защиты от зла наших скверных деяний. Хвала Аллаhу, у Которого нет сотоварищей, нет другого Создателя кроме Него. Аллаh не имеет подобия и нет равного Ему. Хвала Единому Творцу, существующему без образа, способа, воплощения и органов. Аллаh существует вечно без начала и вечно без конца, не занимая места в пространстве. Просим у Аллаhа даровать ещё больше величия Пророку Мухаммаду ﷺ, а также приветствуем всех Пророков и Посланников и всех тех, кто истинно следует по Их пути.

Я свидетельствую, что нет Создателя кроме Аллаhа – Одного-Единственного Создателя, и свидетельствую, что Мухаммад ﷺ – раб и Посланник Аллаhа.

Дорогие единоверцы! Все мы – рабы Аллаhа. Призываю всех к богобоязненности! Выполняйте повеления Творца и не совершайте грехов!

Сказано в Священном Кур`ане (Сураh "Аль-Камар", Аят 17):

وَلَقَدْ يَسَّرْنَا الْقُرْآنَ لِلذِّكْرِ فَهَلْ مِنْ مُدَّكِرٍ

Это означает: "Аллаh сделал легким чтение и запоминание Священного Кур`ана, а также получение назидания и наставления". Также сказано, что Аллаh облегчил заучивание Кур`ана, дал помощь тем, кто старается выучить Кур`ан. Люди из общин предыдущих Пророков читали Таурат, Инджиль, Забур не наизусть, а с записанного. Было очень мало тех, кто знал предыдущие Священные Писания наизусть. В отличие от Кур`ана, который заучивается очень легко и много мусульман, знают его наизусть.

Дорогие мусульмане! Воистину, Аллаh Всевышний даровал Пророку Мухаммаду ﷺ великое чудо - это Священный Кур`ан. Это величайшее чудо нашего Пророка ﷺ, которое не заканчивается, а продолжает существовать на протяжении многих веков и останется до Конца Света.

Первое, что необходимо для чтения Кур`ана, это искреннее намерение ради Аллаhа. Нужно, чтобы целью того, кто читает Кур`ан, было стремление получить одобрение Аллаhа, и только Его одобрение, а не чье-либо другого.

Сказано в Священном Кур`ане:(Сураh «Аль-Баййинаh» Аят 5)

وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ وَذَلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ

Это означает: "То, что было предписано мусульманам из общин предыдущих Пророков в Таурате и Инджиле, это только для того, чтобы они поклонялись Аллаhу - Одному Творцу, не придавая Ему соучастника. И чтобы это поклонение было искренним, без лицемерия. При этом чтобы они были верующими, то есть верили во всех Пророков и Посланников без исключения, и чтобы не исповедовали ложные религии (чтобы не отходили в заблуждение, а исповедовали исключительно Ислам – религию всех Пророков). А также, чтобы они выполняли Намаз, выдавали Закят.  Это и есть истинный Путь, указанный в Священных Небесных Писаниях, это и есть истинная религия".

Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

 خَيْرُكُمْ مَنْ تَعَلَّمَ الْقُرْءانَ وَعَلَّمَهُ

Это означает: "Лучшие из вас те, кто научился Кур`ану и учит других". Совершая любое благое дело, нужно совершать его искренне, в том числе и при чтении Кур`ана важно искреннее намерение ради Аллаhа. Нельзя намереваться, чтобы люди похвалили тебя, а также чтобы добиться каких-либо благ этой мирской жизни, например, власти над кем-то, возвеличивания людьми, чтобы занять высокое положение в обществе, стать уважаемым, чтобы к тебе обращались люди с почтением и тому подобное.

Также желательно использовать сиуак - природную зубочистку каждый раз перед тем, как приступить к чтению Кур`ана. Пусть каждый, кто хочет читать Кур`ан, очистит и освежит свой рот. Воистину, сиуак помогает человеку правильно и четко произносить звуки.

Также желательно читать Кур`ан при полном таhараh, то есть чтобы кроме гусуль было уду.  Прикасаться к Кур`ану без уду  - запрещено, поэтому если человек хочет читать Кур`ан, взяв в руки Мусхаф, ему необходимо быть в состоянии полного таhараh. А если у человека нет уду, но есть гусуль, то он может читать Кур`ан  вслух на память из того, что выучил раньше, но при этом ему нельзя прикасаться к Кур`ану. В этом случае тоже есть вознаграждение. Так читать разрешено, в этом есть единогласие мусульманских ученых. И в этом нет нежелательного.

Нельзя читать вслух Аяты Священного Кур`ана тем, кто в состоянии джунуб и хайд. Это независимо от того, читать Аят целиком или частично. Но они могут, не дотрагиваясь до Мусхафа, читать глазами и сердцем, не вслух и не шепотом. Они также могут читать зикры, тасбих, таhлиль, тахмид, такбир, саляуат и ду’а`. Например, при трудностях или узнав о чьей-либо смерти читают: 

 إنَّا للهِ وإنَّا إليهِ راجعُونَ

Или когда садятся на транспорт, читают ду’а`: 

سُبْحَانَ الذِي سَخَّرَ لَنَا هَذَا وَمَا كُنَّا لَهُ مُقْرِنِينَ

А также в любое время читают это ду’а`:

 رَبَّنَا ءاتِنَا في الدنيَا حَسَنةً وفِي الآخِرَةِ حَسَنةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

Все эти ду’а` из Кур`ана, но читать их вслух джунуб и женщина в период хайд могут только с намерением зикра для благословения. Они не могут читать эти дy’а` с намерением чтения Кур`ана.

Желательно и предпочтительно, чтобы человек, читающий Кур`ан, находился в чистом месте, поэтому многие ученые считали мустахаббом - желательным читать Кур`ан в мечети. Так как именно мечеть объединяет в себе и чистоту, и почет, ведь мечети - это самые лучшие места на земле. При чтении Священного Кур`ана желательно сидеть в направлении Кыбляh, в состоянии смирения, умиротворения, благоговения, склонив голову. Хотя, если мусульманин читал Кур`ан стоя, лежа (например, поджав ноги), в кровати или в другом положении (кроме туалета), то это допустимо, и за правильное чтение есть вознаграждение.

Для того, кто хочет приступить к чтению Кур`ана, желательно просить у Аллаhа защиты от шайтана (та`аууз) то есть сказать: "А’узу билляhи минаш-шайтанир-раджим". Это – мустахабб. (Сура «Ан-Нахль», Аят 98)

فَإِذَا قَرَأْتَ القُرْءَانَ فَاسْتَعِذْ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

Что означает: «Если ты приступил к чтению Къу`ана, то проси у Аллаhа защиты от проклятого шайтана». А также читая Кур`ан, нужно сосредоточиться на состоянии смирения, покорности Аллаhу, стараясь читать Священное Писание наилучшим образом, без ошибок, соблюдая правила чтения, не спеша, вдумываясь в смысл Аятов. Как раз это необходимо для хорошего чтения. Именно от такого чтения человек испытывает истинную радость и удовлетворение, от этого сердце испытывает счастье. Сказано в Священном Кур`ане:

أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ الْقُرْآَنَ وَلَوْ كَانَ مِنْ عِنْدِ غَيْرِ اللَّهِ لَوَجَدُوا فِيهِ اخْتِلَافًا كَثِيرًا

Это означает: "Почему же они не задумаются и не размышляют над смыслом Кур`ана?! Это Небесное Писание ниспослано Аллаhом".

Воистину, в Кур`ане нет противоречий. В этом доказательство того, что Кур`ан был ниспослан Аллаhом.

Были такие благочестивые мусульмане, которые, читая один Аят Священного Кур`ана, плакали целую ночь, проникаясь смыслом Священного Писания. Так действует глубокий смысл Кур`анa на чистые сердца. Воистину, плачь при чтении Кур`ана - это особое состояние, это признак благочестивых и святых людей, глубоко верующих и искренних. Сказано в Священном Кур`ане (Сураh "Аль-Исра`", Аят 109):

وَيَخِرُّونَ لِلأَذْقَانِ يَبْكُونَ وَيَزِيدُهمْ خُشُوعًا

Это означает: "И они снова падают ниц, совершая садждаh, рыдая от смирения к Аллаhу. И читая Кур`ан, увеличивается и возрастает их страх перед Аллаhом, богобоязненность и покорность, смягчая сердце и увлажняя глаза".

Является желательным для мусульманина, читающего Кур`ан, чтобы старался читать красивым голосом, напевно, но это должно быть в меру. При этом нельзя перетягивать там, где не положено, нельзя пропускать или добавлять буквы, имея цель мелодично читать! Аллаh Всевышний сказал в Священном Кур`ане (Сураh "Аль-Муззаммиль", Аят 4): 

 وَرَتِّلِ القُرْءَانَ تَرْتِيلاً

Это означает, что необходимо читать Кур`ан правильно, четко и ясно, чтобы было отчетливо слышно каждую букву. Умм Салямаh говорила, что чтение Пророка Мухаммада ﷺ было очень четким и ясным, различалась каждая буква, которую Он произносил при чтении Кур`ана.

Дорогие мусульмане! Каждый, кто читает Священный Кур`ан! Всегда соблюдайте эти правила и культуру при чтении Священного Небесного Писания! Учитесь Тафсиру, чтобы знать содержание Священного Писания.

Дорогие мусульмане! Обратите внимание что речь идет о тафсире Къур`ана , а не о дословном переводе, который к сожалению распространился в наше время и стал причиной заблуждения многих незнающих нашу религию людей.    По этому мы предостерегаем от чтения подобных книг. И всегда следуйте учению Кур`ана, так как Кур`ан – это руководство мусульманина в этом мире. От Кур`ана есть благословение, по его причине по Воле Аллаhа происходит исцеление. За правильное чтение Аллаh дарует огромное вознаграждение. И когда передаем это вознаграждение умершим мусульманам, мы получаем благо, а наши умершие – милость, прощение, облегчение. Главное – помнить, что Аллаh прощает кого хочет из мусульман, но не всем грешникам все грехи.

Просим Аллаhа даровать нам научиться правильно читать Священный Кур`ан. И чтобы мы всегда получали благословение от чтения Священного Кур`ана. Амин!!!

هَذَا وَأَسْتَغْفِرُ اللَّهَ لِي وَلَكُمْ

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَعُوذُ بِاللهِ مِن شُرُورِ أَنفُسِنَا وَمِن سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَن يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَن يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، والصلاةُ والسلامُ على سيِّدِنا محمد الصادِقِ الوَعْدِ الأَمينِ وعلى إِخْوَانِهِ النبيِّين والمُرسَلين. ورَضِيَ اللهُ عن أُمَّهاتِ المُؤمنين وآلِ البيتِ الطَّاهِرِين وعن الخُلَفَاءِ الرَّاشِدين أبي بكرٍ وعمرَ وعُثْمانَ وعليّ وعن الأَئِمَّةِ المُهْتَدِين أبي حنيفةَ ومالكٍ والشَّافعيِّ وأحمدَ وعن الأولياءِ والصالحين. أمَّا بعدُ عِبَادَ اللهِ فإنِّي أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ فَاتَّقُوهُ.

واعْلَمُوا أنَّ اللهَ أمَرَكُمْ بِأَمرٍ عظيمٍ، أَمَرَكُم بالصلاةِ والسلامِ على نبيِّهِ الكَريمِ فقال في مُحْكَمِ تَنْزِيلِهِ: ﴿ إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ ۚ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا﴾
اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى سَيِّدِنَا إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا إِبْرَاهيمَ وَبَارِكْ على سيّدِنا مُحمدٍ وَعلى آلِ سيِّدِنا مُحمدٍ كما بارَكْتَ على سيِّدِنا إبراهيمَ وعلى آلِ سيدِنا إبراهيمَ في العالَمِينَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيد

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ الأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَات