Аш‘ариты и Матуридиты

Категория: Пятничная проповедь Просмотров: 2622

إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَعُوذُ بِاللهِ مِن شُرُورِ أَنفُسِنَا وَمِن سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَن يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَن يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَن لاَ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ ولا مَثِيلَ له ولا ضِدَّ له ولا نِدَّ له، وَأَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدَنَا وحَبِيبَنا وعظيمَنا وقائدَنا وقُرَّةَ أَعْيُنِنا مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ وصَفِيُّهُ وحبيبُهُ صَلَوَاتُ اللهِ وَسَلاَمُهُ عَلَيْهِ وَعَلَى كُلِّ رَسُولٍ أَرْسَلَه. الصلاةُ والسلامُ عليكَ سيِّدي يا رسولَ الله. الصلاةُ والسلامُ عليكَ يا سيِّدي يا صاحِبَ الذِّكرَى يا أبا القاسِم يا أبا الزَّهْراءِ يا محمد. أَمَّا بَعدُ عِبَادَ اللهِ، فإني أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ الْعَلِيِّ الْقَديرِ القائلِ في مُحْكَمِ كتابِه:

﴿ يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنْظُرْ نَفْسٌ مَا قَدَّمَتْ لِغَدٍ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ﴾

Хвала Аллаhу – Единственному Создателю, Всемогущему Творцу, Который Своей Милостью прощает грехи тех верующих, кому хочет. Хвала Всевышнему Создателю, Который не имеет сотоварища, подобия и образа! Хвала Создателю, Единственному вечному без начала и без конца. Который превыше всех недостатков. Который делает и создает все, что Он хочет. Благодарен Аллаhу за все блага, которыми Он наделил нас, и стараюсь использовать все эти блага так, как повелел Всевышний Творец.

Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаhа и Мухаммад – Посланник Аллаhа. Прошу у Аллаhа даровать еще больше величия и почета Пророку Мухаммаду, мир Ему, а также всем Пророкам и Посланникам. Дорогие мусульмане! Будьте богобоязненными всегда и везде, так как соблюдение Шари‘ата – это путь спасения в Конце Света!

Дорогие, мусульмане! Воистину, я призываю каждого к богобоязненности.

Сказано в Священном Кур`ане (Сураh «Ан-Ниса`», Аят 115):

وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَىٰ وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّىٰ وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءَتْ مَصِيرًا

Это означает: «А кто отказывается от Посланника Аллаhа после того, как стал ему ясен Истинный Путь, и не следует по пути верующих, понесёт наказание за своё неверие: он попадёт в ад и будет пребывать в нём вечно».

Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

عَلَيْكُمْ بِالْجَماعَةِ، وَإِيّاكُمْ وَالْفُرْقَةَ، فَإِنَّ الشّيْطَانَ مَعَ الْوَاحِدِ وَهُوَ مِنَ الاثْنَيْنِ أَبْعَدُ، مَنْ أَرَادَ بُحْبُوحَةَ الْجَنّةِ فَلْيَلْزَمِ الْجَماعَةَ

Это означает: «Будьте с большинством (с джама‘аh) и не разделяйтесь. И шайтану легче расправиться с одним, чем с двумя. Тот, кто хочет получить лучшие наслаждения Рая, пусть придерживается большинства мусульман». Передал имам Ат-Тирмизий и другие.

Сказано в другом Хадисе, который передал имам Абу Даууд:

Это означает: «Те, которые заявляют о себе, что они последователи Пророка разделятся на 73 течения. 72 из них в аду и только одно в Раю. Это те, кто следовал пути большинства мусульман».

Мусульманские учёные объяснили, что в этом Хадисе слово «джама‘аh» означает: «Община, имеющая убеждения Аhлюс-Суннаh уаль-джама‘аh», как и в Хадисе, переданном имамом Аль-Байhакый и другие:

كُلُّهُمْ فِي النَّارِ إِلَّا السَّوَادُ الْأَعْظَمُ

Это означает: «Все они в аду, кроме “ас-сауад аль-аʻзам”. То есть кроме большинства из этой общины».

Пророк Мухаммад ﷺ объяснил, что среди его последователей будет раскол, разногласия и они разделятся на разные течения. И все они будут в аду, кроме одной. Это означает, что те, кто в своих заблуждениях дошли до неверия, то они – неверующие, они будут в аду вечно без конца.

А кто находился среди заблудших, но сам не имел убеждений неверия, он тоже будет наказан в аду, так как он – фасик, большой грешник, но он не останется в аду бесконечно. Поэтому те, кто называют себя мусульманами, но они не из Аhлюс-Суннаh уаль-джамаʻаh, все войдут в ад, но одни останутся там без конца, а другие, получив мучения в аду, выйдут оттуда.

А мусульмане из Аhлюс-Суннаh уаль-джамаʻаh, совершившие грехи, не все войдут в ад, некоторые из них будут прощены и спасутся от ада. В этом отличие Аhлюс-Суннаh уаль-Джама‘аh от других, так как все остальные войдут в ад.

Пророк Мухаммад ﷺ учил нас, как отличать истину от заблуждения. Что это и есть явный признак, это именно джама‘аh, то есть большинство, а Пророк ﷺ призывал к пути большинства. Это, в первую очередь. Вера в Творца без сомнений. Что Он Один-Единственный Создатель добра и зла, жизни и смерти, движения и покоя, произвольных и не произвольных мыслей и деяний рабов. Аллаh – вечный без начала и Вечный без конца, Живой без души, плоти и крови, Всевидящий и Всеслышащий без органов, Всезнающий без учителя, Знание, Которого не меняется. Всемогущий без рук и помощников. Создатель говорит без органов, букв, звуков, не нуждаясь в каком-либо языке. Аллаhу присущи самые величественные Сыфаты (Атрибуты), достойные только Его, и Он превыше всех недостатков (то есть того, что не достойно Его: невежества, слабости, объема, цвета и других свойств созданных). Все Сыфаты Аллаhа вечны, не имеют ни начала, ни конца. Нет ничего подобного Аллаhу. Он не похож на свои создания ни в Сущности, ни в Сыфатах ни в действиях. Эти убеждения имели и распространяли все Пророки – от Адама до Мухаммада, мир Им Всем. Аллаh сохранил их от неверия, больших и малых подлых грехов, от дефектов речи, оговорок и всего того, что могло оттолкнуть от Их призыва, как, например, отвратительные болезни, как до пророчества, так и после. Так как Пророки, мир Им, с рождения до смерти имели самые великие качества как: правдивость, честность, проницательность, храбрость, красота речи и внешняя красота. И самый лучший из Них – Пророк Мухаммад ﷺ. Одно из преимуществ Пророка Мухаммада ﷺ это то, что Его последователи не объединяются в заблуждении.

В конце третьего века по hиджрий появилось очень много разных отклонившихся течений. Но Аллаh даровал мусульманам особенных людей, это два величайших имама, один из которых – араб, а другой – перс. Один из них жил в Ираке, а другой в Персии. В Ираке жил имам Абуль-Хасан Аль-Аш‘арий, а на территории современного Узбекистана жил имам Абу Мансур Аль-Матуридий. Эти имамы были выдающимися, так как они объединили всех мусульман тем, что разъясняли истинное вероучение Ислама. Они указали на то, каким должно быть наше вероубеждение в соответствии с Исламом. Эти ученые сохранили путь Пророка Мухаммада ﷺ без искажения и без изменения. Они и их последователи спасали людей от неверия, учили правильному пути и противостояли заблудшим, приводя неопровержимые доказательства. Они победили заблуждения, дав ясные разъяснения – где истинное вероучение всех мусульман, а где отклонение, заблуждение и неверие. Эти великие ученые являются теми представителями интеллигенции, о которых с тех пор и до наших дней, и во все времена говорили: «Это учение Аhлюс-Cуннаh уаль-джама‘аh». Слово «Аhлюс-Cуннаh уаль-джама‘аh» – это и есть учение Аш‘арийяh и Матуридийяh. Мусульмане причисляют себя или к школе Аш‘арийяh, или к школе Матуридийяh. Между этими двумя школами нет разногласий в основе вероубеждений.

Сказано в Священном Кур`ане (Сураh «Аль-Ма`идаh», Аят 54):

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا مَن يَرْتَدَّ مِنكُمْ عَن دِينِهِ فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ أَذِلَّةٍ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ أَعِزَّةٍ عَلَى الْكَافِرِينَ يُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلَا يَخَافُونَ لَوْمَةَ لَائِمٍ ۚ ذَٰلِكَ فَضْلُ اللَّهِ يُؤْتِيهِ مَن يَشَاءُ ۚ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ

Это означает: «О верующие, кто отступит из вас от веры, знайте, что Аллаh Всевышний пошлёт особый народ, которые любят Аллаhа и Аллаh любит их. Они относятся с особым достоинством к мусульманам, которые достойно защищают Путь Истины, но они очень ответственные и строгие по отношению к неверующим. Они защищают Истину, и не боятся, что их кто-то осудит или упрекнёт в чём-либо. Это благо им от Аллаhа, и Он дарует это благо тому, кому хочет».

В книге имама Аль-Хакима «Аль-Мустадрак», сказано, что когда был ниспослан этот Аят, Пророк Мухаммад ﷺ указал пальцем на своего великого сподвижника Абу Муса Аль-Аш‘арий и сказал ему:

Это означает: «Они из твоих потомков, о, Абу Муса».

И из его потомков был имам Абуль-Хасан Аль-Аш‘арий. Это признак того, что этот имам был на Истинном Пути.

Имам Аль-Кушайрий известный своей богобоязненностью, знанием религии, истории, сказал:

أَتْـبَاعُ أَبِي الْحَسَنِ الأَشْعَرِيِّ مِنْ قَـوْمِهِ

 Это означает: «Последователи Абуль-Хасан Аль-Аш‘арий из рода Абу Муса Аль-Аш‘арий». Это тот Абу Муса Аль-Аш‘арий, который был сподвижником Пророка ﷺ. А Абуль-Хасан Аль-Аш‘арий потомок этого сподвижника.

Имамы Ахмад и Аль-Хаким передали с достоверной цепочкой передачи такой Хадис Пророка Мухаммада ﷺ:

لَتُفْتَحَنَّ الْقُسْطَنْطِينِيَّةُ فَلَنِعْمَ الأَمِيرُ أَمِيرُهَا ، وَلَنِعْمَ الْجَيْشُ ذَلِكَ الْجَيْشُ

Это означает: «Воистину, будет открыт Константинополь, и благо той армии, которая его откроет, и благо предводителю этой армии, который его откроет».

Современный Стамбул – бывший Константинополь – был открыт через 800 лет, после того, как Пророк Мухаммад ﷺ сказал об этом. Пророк ﷺ восхвалял ту армию, которая освободила Константинополь и восхвалял предводителя этой армии. А главой этой армии был известный Султан Мухаммад Аль-Фатих, да будет ему милость от Аллаhа. Он следовал учению имама Аль-Матуридий.

Достаточно нам, чтобы подтвердить то, что происходит сейчас, что миллионы мусульман в разных местах, являются последователями этих двух школ имамов Аль-Матуридий и Аль-Аш‘арий. Мы гордимся этим, что мы знаем об этом и следуем этому пути. Большинство последователей имамов Аш-Шафи‘ий, все маликиты, ханбалиты и некоторые ханафиты – это аш‘ариты. Большинство ханафитов и некоторые шафи‘иты – это матуридиты. Все они едины в вероубеждении и следуют пути Пророка Мухаммада ﷺ, его сподвижников, их последователей таби‘ин и так до наших дней. Просим у Аллаhа, чтобы даровал нам крепко следовать пути этих двух имамов Абуль-Хасан Аль-Аш‘арий и Абу Мансур Аль-Матуридий. Именно это является убеждениями Аhлюс-Cуннаh уаль-джама‘аh.

Просим Аллаhа даровать нашим детям и потомкам быть на Истинном Пути. Просим Единого Творца даровать мир нам и людям в других странах, где из-за несправедливости гибнут и страдают народы. Обращаемся к Аллаhу Всемогущему даровать нам милость и прощение грехов.

هَذَا وَأَسْتَغْفِرُ اللَّهَ لِي وَلَكُمْ

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَعُوذُ بِاللهِ مِن شُرُورِ أَنفُسِنَا وَمِن سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَن يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَن يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، والصلاةُ والسلامُ على سيِّدِنا محمد الصادِقِ الوَعْدِ الأَمينِ وعلى إِخْوَانِهِ النبيِّين والمُرسَلين. ورَضِيَ اللهُ عن أُمَّهاتِ المُؤمنين وآلِ البيتِ الطَّاهِرِين وعن الخُلَفَاءِ الرَّاشِدين أبي بكرٍ وعمرَ وعُثْمانَ وعليّ وعن الأَئِمَّةِ المُهْتَدِين أبي حنيفةَ ومالكٍ والشَّافعيِّ وأحمدَ وعن الأولياءِ والصالحين. أمَّا بعدُ عِبَادَ اللهِ فإنِّي أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ فَاتَّقُوهُ.

واعْلَمُوا أنَّ اللهَ أمَرَكُمْ بِأَمرٍ عظيمٍ، أَمَرَكُم بالصلاةِ والسلامِ على نبيِّهِ الكَريمِ فقال في مُحْكَمِ تَنْزِيلِهِ: ﴿ إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ ۚ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا﴾
اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى سَيِّدِنَا إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا إِبْرَاهيمَ وَبَارِكْ على سيّدِنا مُحمدٍ وَعلى آلِ سيِّدِنا مُحمدٍ كما بارَكْتَ على سيِّدِنا إبراهيمَ وعلى آلِ سيدِنا إبراهيمَ في العالَمِينَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيد

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ الأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَات

عِبَاد اللهِ، إِنَّ اللهَ يَأُمرُ بِالَعدْلِ وَالإِحْسَانِ وَإِيتَاءِ ذِي القُرْبَى وَيَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ وَالْبَغْيِ يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ، أَقِمِ الصَّلَاةَ