13 Сыфатов Аллаhа

Категория: Пятничная проповедь Просмотров: 3909

إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَعُوذُ بِاللهِ مِن شُرُورِ أَنفُسِنَا وَمِن سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَن يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَن يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَن لاَ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ ولا مَثِيلَ له ولا ضِدَّ له ولا نِدَّ له، وَأَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدَنَا وحَبِيبَنا وعظيمَنا وقائدَنا وقُرَّةَ أَعْيُنِنا مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ وصَفِيُّهُ وحبيبُهُ صَلَوَاتُ اللهِ وَسَلاَمُهُ عَلَيْهِ وَعَلَى كُلِّ رَسُولٍ أَرْسَلَه. الصلاةُ والسلامُ عليكَ سيِّدي يا رسولَ الله. الصلاةُ والسلامُ عليكَ يا سيِّدي يا صاحِبَ الذِّكرَى يا أبا القاسِم يا أبا الزَّهْراءِ يا محمد. أَمَّا بَعدُ عِبَادَ اللهِ، فإني أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ الْعَلِيِّ الْقَديرِ القائلِ في مُحْكَمِ كتابِه:

﴿ يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنْظُرْ نَفْسٌ مَا قَدَّمَتْ لِغَدٍ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ﴾

Хвала Аллаhу, Который создал всю вселенную, а Сам существует вечно без начала и вечно без конца. Хвала Единому Творцу, у Которого нет подобия и нет ничего похожего на Него. Хвала Аллаhу, который меняет Свои творения, а Сам не меняется, Он превыше всех недостатков, Он существует без тела и места. Нет у Него границ, и Его сущность не охватывается умом и не возможно даже в мыслях представить Его в каком-либо образе. Нет ничего подобного Ему, Он Всеслышащий и Всевидящий.

Просим Всемогущего Аллаhа даровать ещё больше почтения, милости и благословения Пророку Мухаммаду, а также Его братьям – Пророкам и Посланникам, мир Им всем!

Призываю всех к богобоязненности, обращаюсь к каждому из вас, не забывая себя – соблюдайте Закон Аллаhа!

Сказано в Священном Кур`ане (Сураh «Мухаммад», Аят 19):

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَاسْتَغْفِرْ لِذَنبِكَ

Это означает: «Знай, что нет божества кроме Аллаhа и проси прощения за свой грех».

Дорогие мусульмане! Обратите внимание к чему побуждает данный Аят. К тому, чтобы человек стремился узнать о Создателе и просил прощения у Него за свои грехи. То есть речь идет о наборе необходимых религиозных знаний, как по основам Веры (т.е. Вера в Аллаha и все, что пришло от Него), а так же разветвления Веры (т.е. вопросы, связанные с тем, что Аллаh повелел и с тем, что Он запретил). А так же обратите внимание на последовательность повелений в данном Аяте: в начале раб Аллаhа обязан знать о своем Создателе, а затем просить прощение за свои грехи.

Дорогие единоверцы! Все это указывает на то, что самые главные и почетные знания, это знания об Аллаhе Создателя всего сущего. Пророк Мухаммад сказал:

فَوَاللهِ إِنِّي لَأَعْلَمُكُمْ بِاللهِ وَأَشَدُّكُمْ لَهُ خَشْيَةً

Это означает: «Клянусь Аллаhом, воистину я знаю об Аллаhе и боюсь Его больше чем вы».

А так же ученые с особым вниманием заботились, чтобы каждый укрепился в науке о Единобожии. Например имам Аш-Шафи’ийرضي الله عنه   сказал:

أَحْكَمْنَا هَذَا قَبْلَ ذَاكَ

Это означает: «Мы укрепились в вопросах о Eдинобожии, до того, как изучили фикh (мусульманское право)».

Так же имам Абу Ханифаh رضي الله عنه  сказал:

اِعْلَمْ أَنَّ الْفِقْهَ فِي الدِّينِ أَفْضَلُ مِنَ الْفِقْهِ فِي الْأَحْكَامِ

Это означает: «Знай, что знание о Вере (в Аллаhа и Его Пророке) почетнее, чем знание об основах права».

Дорогие мусульмане! Познать Аллаhа это не значит, определить Ему место, образ или направление, как это посчитали некоторые заблудшие люди. Ученые Ислама сказали, что знание об Аллаhе заключается в трех вещах:

  1. Знание того, что Ему обязательно присуще (как Всезнание, Всемогущество…)
  2. Знание того, что Ему обязательно не присуще (как слабость, телесность…)
  3. Знание того, что допустимо по отношению к Нему (как, например, то, что Аллаh хочет, то создает, а чего не хочет - не создает)

И следуя наставлениям ученых в том, что каждый должен знать тринадцать из Сыфатов (Атрибутов) Аллаhа, в этой хутбе мы расскажем об этом, ин ша`Аллаh.

И так, 13 из Сыфатов Аллаhа, который должен знать каждый мукалляф:

Существование (الوجُود)

Аллаh Существует и нет в этом сомнений. Все созданное доказывает существование Создателя. Все во Вселенной, будь то в Небесах или землях или между ними, над небесами или под землей, – абсолютно все создано Аллаhом Всевышним, Который дал всему бытие, создав из ничего (сюда входят и действия рабов, и их намерения, так как это – часть от всего созданного).

Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане (Сураh  «Аль-Фуркан», Аят 2):

وَخَلَقَ كُلَّ شَىْءٍ  

Это означает: «Аллаh создал все».

Единственность (الوَحْدَانِية)

Аллаh – Единственный, и Божественность присуща только Ему. Никто не достоин поклонения кроме Аллаhа.

Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане (Сураh «Аль-Бакараh», Аят 163):

وَإِلـهُكُمْ إِلـهٌ وَاحِدٌ

Это означает: «Ваш Бог – Один-Единственный Бог».

Аллаh – Единственный, но не в значении числа, а в том смысле, что нет у Него соучастника.

 

Вечность без начала (القِدَم) и вечность без конца (البَقَاء)

Аллаh Всевышний существует вечно без начала и без конца. А все существующее кроме Аллаhа создано им и имеет начало.

Как сказано в Хадисе от ‘Имрана ибн Аль-Хусайна, который передали имамы Аль-Бухарий, Аль-Байhакый и многие другие:

كَانَ اللهُ وَلَمْ يَكُنْ شَىْءٌ غَيْرُهُ

Это означает: «Аллаh был вечно, и кроме Него не было ничего».

Аллаhу не присуще появление и исчезновение, так как небытие и исчезновение – это качества созданных, которых не было, и они появились.

 

Существование без нужды в ком и ни в чем либо (القيام بالنَفس)

Сказанно в Кур`ане (Сураh «Аль-Бакараh», Аят 255):

اللهُ لا إِلهَ إِلا هُوَ الحَيُّ القَيُّومُ لا تأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلا نَوْمٌ

Это означает: «Аллаh – Живой, не нуждается ни в ком и не в чем, Ему не присущи ни усталость, ни сон».

Аллаh Всевышний не нуждается ни в ком и не в чем. Он не нуждается в Своих созданиях, не нуждается в месте, в еде и питье. Он не нуждается в том, чтобы люди верили в Него и молились Ему. А мы постоянно нуждаемся в Создателе.

 

Всемогущество (القُدْرَة)

Аллаh Всемогущ. Он создает по Своему Могуществу. Ничто и никто не может препятствовать Ему. Он не нуждается ни в чьей помощи. Могуществу Аллаhа не присущи ни недостатки, ни слабость.

Сказано в Кур′ане (Сураh  «Аз-Зарият», Аят 58):

إنَّ اللهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُوالقُوَّةِ المَتِينُ

Это означает: «Воистину, Аллаh – Дарующий и Всемогущий».

 

Воля (الإرَادَة)

Аллаh Всевышний делает все, что Он хочет – по Своей Воле. Этим Сыфатом Аллаh дает вхождение события в бытие. Аллаh правит всем созданным по Своей Воле, Предопределению и Вечному Знанию. Ни движение, ни покой – ничто во Вселенной не происходит без Его Воли. Он дарует Истинный Путь тому, кому хочет, и вводит в заблуждение того, кого хочет, – по Своей Воле. Воля Аллаhа не меняется, так как изменение – это качество созданных.

Сказано в Кур`ане (Сураh «Каф», Аят 29):

مَا يُبَدَّلُ القَوْلُ لَدَيَّ

Это означает: «Что хотел Аллаh – не меняется».

 

Всезнание (العِلْم)

Знание Аллаhа – Вечное, без начала, без конца и не меняется. Аллаh Всевышний знает абсолютно всё обо всём. Он знает всё до того, как оно совершается. Он знает обо всем, что на суше и в море, и о каждом падающем листе, и о каждом семени внутри земли. Аллаh знал численность всех вещей – до того, как создал что-либо.

Сказано в Священном Кур`ане (Сураh «Ат-Таляк», Аят 12):

وَأَنَّ اللَّهَ قَدْ أَحَاطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْمًا

Это означает: «Знание Аллаhа объемлет всё».

 

Всеслышание (السَّمْع)

Аллаh Всеслышащий. Его Всеслышание не похоже на слышание созданных. Аллаh слышит все слышимое и не нуждается в органах слуха.

Сказал Пророк Мухаммад :

اِرْبَعُوا عَلَى أَنْفُسِكُمْ، فَإِنَّكُمْ لَا تَدْعُونَ أَصَمَّ وَلَا غَائِبًا، إِنَّكُمْ تَدْعُونَ سَمِيعًا قَرِيبًا

Это означает: «Не утруждаете себя (криками в ваших просьбах к Аллаhу), воистину вы не просите глухого или плохо слышащего, воистину вы просите у Всеслышащего (Аллаhа)».

 

Всевидение (البَصَر)

Аллаh Всевидящий. Его Видение не похоже на видение созданных. Аллаh видит всё видимое и не нуждается в органах зрения или в свете, чтобы видеть.

Сказано в Кур`ане (Сураh «Аш-Шура», Аят 11):

وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

Это означает: «Он (Аллаh) Всеслышащий и Всевидящий».

Жизнь (الحَيَاة)

Аллаh — Живой, но Его Жизнь не похожа на жизнь созданных: Его Жизнь вечная без начала и без конца, без духа, плоти и крови.

Сказано в Кур`ане (Сураh «Аль-Бакараh», Аят 225):

اللهُ لا إِلهَ إلاَّ هُوَ الحَيُّ القَيُّوم

Это означает: «Аллаh – Бог. Нет божества кроме Него. Он жив и не нуждается ни в чем».

 

Речь (الكَلام)

Аллаh говорит, но не так, как мы. Речь Аллаhа без букв, звуков, языка. Речь Аллаhа вечная без начала и без конца, не прерывается и не похожа на речь созданных.

Сказано в Кур`ане (Сураh «Ан-Ниса`», Аят 164):

وَكَلَّمَ اللَّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا

Это означает: «Аллаh говорил с Муса».

 

Отличие от созданных (المُخَالَفَة للحَوَادِث)

Аллаh не похож на созданных ни в Сущности, ни в Делах, ни в Сыфатах. Аллаh не похож ни на кого и ни на что. Если бы Аллаh был подобен чему-либо или кому-либо, то Ему были бы присущи такие же качества, как у них – изменение, развитие, и Он нуждался бы в том, кто изменил Его. Но тот, кто нуждается в другом, тот слаб, а слабость не присуща Создателю.

Сказано в Кур`ане (Сураh «Аш-Шура», Аят 11):

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ

Это означает: «Нет ничего подобного Ему (Аллаhу)».

И поскольку несомненно то, что Аллаh Вечен без начала, то отсюда следует, что Его Сыфаты обязательно вечные без начала, так как тот, у кого появляется сыфат, тот сам непременно является созданным.

Просим у Аллаhа нам и нашим близким уйти из этой жизни с правильными убеждениями, вопреки злостному плану проклятого шайтана, амин.

هَذَا وَأَسْتَغْفِرُ اللَّهَ لِي وَلَكُمْ

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَعُوذُ بِاللهِ مِن شُرُورِ أَنفُسِنَا وَمِن سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَن يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَن يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، والصلاةُ والسلامُ على سيِّدِنا محمد الصادِقِ الوَعْدِ الأَمينِ وعلى إِخْوَانِهِ النبيِّين والمُرسَلين. ورَضِيَ اللهُ عن أُمَّهاتِ المُؤمنين وآلِ البيتِ الطَّاهِرِين وعن الخُلَفَاءِ الرَّاشِدين أبي بكرٍ وعمرَ وعُثْمانَ وعليّ وعن الأَئِمَّةِ المُهْتَدِين أبي حنيفةَ ومالكٍ والشَّافعيِّ وأحمدَ وعن الأولياءِ والصالحين. أمَّا بعدُ عِبَادَ اللهِ فإنِّي أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ فَاتَّقُوهُ.

واعْلَمُوا أنَّ اللهَ أمَرَكُمْ بِأَمرٍ عظيمٍ، أَمَرَكُم بالصلاةِ والسلامِ على نبيِّهِ الكَريمِ فقال في مُحْكَمِ تَنْزِيلِهِ: ﴿ إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ ۚ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا﴾
اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى سَيِّدِنَا إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا إِبْرَاهيمَ وَبَارِكْ على سيّدِنا مُحمدٍ وَعلى آلِ سيِّدِنا مُحمدٍ كما بارَكْتَ على سيِّدِنا إبراهيمَ وعلى آلِ سيدِنا إبراهيمَ في العالَمِينَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيد

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ الأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَات