Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Дружба

Дружба

الْحَمْدُ ِللهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى نَبِيِّهِ الْكَرِيمِ وَعَلَى ءَالِهِ وَأَصْحَابِهِ الطَّيِّبِينَ الطَّاهِرِينَ، عِبَادَ اللهِ أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ الْعَظِيمِ وَالْعَمَلِ بِالشَّرْعِ الْقَوِيمِ

Хвала Аллаhу, Который Своей милостью одарил лучших своих рабов особыми благами, дал им большие возможности и силы. Аллаh объединил их сердца и их отношения стали поистине братскими. Всевышний очистил их сердцаот злобы и тогда они уже в этом мире стали настоящими верными друзьями. И на Том Свете они будут близкими товарищами и собратьями.

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаhа, у Которого нет соучастников, Который не подобен никому и ничему и нет подобного Ему, нет равного Ему и нет соперника у Него. И я свидетельствую, что Пророк Мухаммад – раб Аллаhа и Его Посланник, лучший из всех созданных, самый любимый и самый великий Пророк.

Обращаемся к Аллаhу даровать ещё больше благословения, величия и почета нашему Пророку, а также всем Его братьям по Вере – Пророкам и Посланникам от Адама до Мухаммада, мир им всем, а также приветствуем всех их благочестивых родственников, сподвижников, и последователей.

Дорогие мусульмане!Обращаюсь к каждому из вас, не забывая о себе, с особым призывом – будьте богобоязненными всегда и везде.

Аллаh Всевышний сказал:

الْأَخِلَّاءُ يَوْمَئِذٍ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ إِلَّا الْمُتَّقِينَ

Это означает: «В День Суда друзья станут друг для друга врагами, за исключением богобоязненных».

Аллаh Всевышний дал нам знать в этом Аяте, что те, кто в этом мире были друзьями, любили друг друга, в День Суда из-за ужасов, которые постигнут их и они будут испытывать сильный страх в Тот День они изменятся и станут врагами. Все это случиться с теми, кто любил друг друга ради благ этой жизни. Дружба богобоязненных, тех, кто любил друг друга ради Аллаhа не прекратится, они продолжат оставаться друзьями. Они получают пользу друг от друга.

У богобоязненных друзей нет подлости, они не обманывают, и не предают друг друга. И не ведут друг друга к заблуждениям и плохим новшествам, не тянут к совершению греха, разврату, бесчинству и нечестивости. Их объединяет любовь к Аллаhу, любовь к покорности Единому Творцу. И если друг совершил грех, то нам нельзя молчать, нельзя оставлять его в беде. Настоящий друг исправит своего друга, запретит ему совершать грех, удержит его от грехопадения, спасет его от духовного упадка. Именно таким образом мы можем помочь своему верующему брату, это и есть участие в совершении благодеяния.

И каждый из них говорит своему другу о своей братской любви к нему, что он любит его ради Аллаhа. И это соответствует Хадису Пророка Мухаммада, мир Ему, который передан имамом Ат-Тирмизий:

إِذَا أَحَبَّ أَحَدُكُمْ أَخَاهُ فَلْيُعْلِمْهُ

Это означает: «Если кто-то из вас любит своего верующего брата, пусть сообщит ему об этом».

Абу Я‘ля и ‘Абду ибн Хумайд передали от Ибн ‘Аббаса, да будет им милость Аллаhа, Хадис Пророка Мухаммада, мир Ему, что когда обратились к Пророку: «О, Посланник Аллаhа, с кем нам лучше общаться?» То есть с кем проводить больше времени? С кем дружить? На что Пророк, мир Ему, ответил:

مَنْ ذَكَّرَكُمْ باللهِ رُؤْيَتَهُ وَزَادَ في عِلْمِكُمْ مَنْطِقَهُ وَذَكَّرَكُمْ بِالآخِرَةِ عَمَلُهُ

Это означает: «С теми, кто напоминает вам своим видом о Вере в Аллаhа, о богобоязненности, с теми, чьи слова пополняют ваши религиозные знания, а также с теми, чьи действия напоминают вам о Судном Дне».

Дорогие мусульмане! Ищите себе друзей именно среди таких людей! Потому, что это поможет вам быть покорными Аллаhу. И наоборот, больше всего вас будет толкать к совершению грехов, если вы находитесь среди грешников. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

المرْءُ عَلَى دِينِ خَلِيلِهِ فَلْيَنْظُرْ أَحَدُكُمْ مَنْ يُخَالِلْ

Это означает: «Человек берет пример со своих друзей, поэтому пусть каждый смотрит, с кем он дружит».

Человеческая сущность такова, что он подражает и становится похожим на тех, с кем общается. Поэтому общение с беспечными людьми становится причиной появления беспечности у тебя самого. А беспечность – это страшный недостаток, при котором человек не придает значения важным делам.

Имам Малик сказал:

لا تَصْحَبْ فَاجِرًا لِئَلَّا تَتَعَلَّمَ مِن فُجُورِهِ

Это означает: «Не дружи с нечестивым грешником, чтобы не научиться у него совершению грехов».

Дорогие мусульмане! Из того, что необходимо в дружбе – это материальная поддержка друга, помощь имуществом, богатством, деньгами. Когда друг оказался в нужде, то нужно помочь ему тем, что по силам, насколько это возможно.

Передано о том, что человек по имени Фатх Аль-Мусылий пришел к своему другу, которого звали ‘Иса Ат-Таммар, но не застал его дома. Тогда он попросил его служанку вынести ему деньги. А когда она вынесла, он взял оттуда 2 дирhама, зная, что хозяин не против. А когда ‘Иса вернулся домой, то служанка сообщила ему об этом. Он обрадовался, что таким образом смог помочь нуждающемуся другу и от счастья сказал ей: «Если ты сказала мне правду, то я освобожу тебя!». И как только он убедился в ее правдивости, он сразу освободил ее.

Поэтому, когда нуждается наш друг, то нужно помочь ему своими руками, своими силами. И сделать это до того, как он сам попросит о помощи. Не вынуждая его обращаться к вам за помощью.

И это указывает на степень добропорядочности друга. Минимальная из которых – это помощь другу, когда он обратился с просьбой, делая все возможное для этого, проявляя радушие, приветливость и доброжелательность.

Средняя степень – это братская помощь нуждающемуся, не дожидаясь его обращения за помощью.

И самая высокая степень – это когда человек считает, что нужды его брата более приоритетные, чем его собственные. То есть он больше печется о нуждах своего верующего брата, чем о своих собственных.

Примером этого являются действия некоторых саляфитов (настоящих саляфитов – мусульман, живших в первые 3 века со времени Пророка, мир Ему), которые даже после смерти своего друга в течение 40 лет поддерживали отношения с его детьми, помогая им.

К дружеским отношениям относится сохранение секретов друга, не рассказывая о его недостатках как в его присутствии, а также за его спиной. Также необходимо воздерживаться от передачи слов других людей о нем, которые бы его огорчали.

Также сюда входит терпеливо и внимательно выслушать его, когда он обращается к вам, не перебивать, не спорить и не ссориться с ним.

А когда он делает что-то для вас, то нужно поблагодарить его за это в лицо. А когда о нем говорят за его спиной что-то недоброе, то нужно защищать его так же, как мы защищаем самих себя.

Если его ошибка была связана с религиозными вопросами, то нужно давать ему совет предельно аккуратно, насколько это возможно. Но, ни в коем случае нельзя оставить его в таком положении, нужно исправить его и дать ему добрый совет.

Не делайте ему много замечаний, так как это может привести к тому, что он вообще перестанет их воспринимать.

Нужно беречь наших друзей, не нагружать их нашими проблемами, не просить постоянно о помощи, чтобы они могли решать свои.

Нужно радовать наших друзей всем, что на самом деле приносит им радость. А также надо выражать грусть и печаль от того, что у него произошло горе. И выражать радость, когда у него происходят радостные события. Все это нужно делать искренне, дружелюбно и доброжелательно, эти нужно выражать и чувствами в себе самих, в наши сердцах, так и на людях.

Старайтесь первыми приветствовать друга, пришедшего к вам словами «Ассаляму ‘аляйкум». Старайтесь усадить его в вашем кругу, среди собравшихся, дав ему место, расширив круг друзей. Старайтесь выйти к нему навстречу, когда он вошел, а когда он хочет уйти, то проводите его, встав со своего места. В общем, поступайте с ним так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами.

Воздерживайтесь задавать ему такие вопросы, на которые ему было бы неудобно отвечать перед окружающими.

Например, не задавайте ему вопрос при встрече: «Ты куда?», может, он не хочет, чтобы люди знали, куда он идет.

Также нужно сохранять секреты друга, даже если вы перестали общаться.

Нельзя ругать, оскорблять его близких, родственников и нельзя передавать ему ругательства в его адрес от других людей.

Необходимо иметь хорошее мнение о своих братьях, не подозревать их без основания. Видя его действия, думать о нем с лучшей стороны, насколько это возможно найти ему оправдание, почему он поступил именно так, может он делал это правильно. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

إِيَّاكُم وَالظَّنَّ فَإِنَّ الظَّنَّ أَكْذَبُ الحَدِيثِ

Это означает: «Остерегайтесь предположений, воистину, предположения самая лживая речь».

Ибн Аль-Мубарак сказал:

المُؤْمِنُ يَطْلُبُ المَعَاذِيرَ وَالمُنافِقُ يَطْلُبُ الزَّلَّاتِ

Это означает, что «Верующий ищет то, что оправдывает действия, а лицемер ищет ошибки, промахи и упущения».

Дорогие мусульмане! Старайтесь больше времени проводить в обществе богобоязненных людей, так как в этом есть сохранение Веры, укрепление ее и улучшение соблюдения повелений Всевышнего. И для нас эта дружба полезнее и важнее, чем проводить время в обществе грешников.

Просим Аллаhа даровать нам быть искренними преданными друзьями, которые строят взаимоотношения ради Аллаhа. Чтобы мы объединялись для добрых дел, поклонения Аллаhу. Просим Аллаhа укрепить нас на пути истины, увеличить наши религиозные знания и сохранить нас от заблуждений и грехов.

Контакты

Центральное духовное управление мусульман -

Таврический муфтият, Муфтият Крыма,

ул. 1 Конной Армии, 66,

г. Симферополь, Республика Крым, Россия, 295024,

тел.: +7978-038-83-89,

e-mail: info@cdumk.ru