Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Путешествие и Вознесение (Аль-Исра` и Аль-Ми‘радж)

Путешествие и Вознесение (Аль-Исра` и Аль-Ми‘радж)

Хвала Аллаhу – Господу миров, Одному – Единственному Создателю, Вечному без начала и без конца, Существующему без места и без времени. Просим Всемогущего Творца даровать еще больше величия и почёта нашему Пророку и Посланнику Мухаммаду, мир Ему, Его общине, всем Его сподвижникам и благочестивым людям.

Аль-Исра` уаль-Ми‘радж –это чудесное путешествие Пророка Мухаммада, мир Ему, из Мекки в город Аль-Кудс (Иерусалим) и Вознесение Его на Небеса.

Аллаh Всевышний сказал (Сура 17 «Аль-Исра`», Аят 1):

 سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلاً مِنَ الْمَسْجِدِ الحَرَامِ إِلى الْمَسْجِدِ الأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ ءَايَاتِنَا إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

Это означает: «Хвала Аллаhу, Который даровал Своему рабу [Мухаммаду] быть перенесенным ночью из мечети Аль-Харам в Отдаленную мечеть (Аль-Акса), вокруг которой благословение, дабы показать Ему знамения. Поистине, Аллаh – Всеслышащий, Всевидящий».

Это чудо указывает на непревзойденное величие Пророка Мухаммада, мир Ему, указывает на то, что Он является самым почетным и любимым из всех Пророков и Посланников Божьих.

Во время Путешествия Аль-Исра` Аллаh даровал Пророку Мухаммаду, мир Ему, увидеть много чудес, которые являются для нас наставлением и уроком. И упоминая, размышляя об этом, проводя время с единоверцами, собираясь вместе для выполнения благих дел, мусульмане получают вознаграждение – сауаб.

АЛЬ-ИСРА` (НОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ)

Аль-Исра` – так называется ночное путешествие, которое совершил Пророк Мухаммад, мир Ему. Он перенесся из города Мекки [1] в город Иерусалим [2] и оттуда на Небеса. Об этом чуде сказано в Священном Кур’ане, поэтому нужно в него верить. Все мусульманские ученые единогласно подтверждают, что это путешествие было совершено телом и душой наяву, а не во сне. Также исламские ученые единогласно сказали:

إِنَّ مَنْ أنكَرَ الإسْرَاءَ فَقَدْ كَذَّبَ الْقُرْءانَ

Это означает: «Кто не верит в Аль-Исра`, тот отвергает Кур’ан»

Когда Пророка Мухаммада, мир Ему, спросили: «Расскажи нам, о, Посланник Аллаhа, как Ты совершил ночное путешествие?», Он рассказал об этом так:

Значение: «Я выполнил вместе со своими сподвижниками ночной Намаз в Мекке, затем явился Архангел Джибриль[3], мир Ему. С ним было животное, которое отличалось от всех животных, кем-либо описанных ранее. Оно было меньше мула и выше осла. Архангел сказал: «Садись на него». Мы сели на него и полетели. Животное отталкивалось от земли, пролетая большие расстояния, так что следующее прикосновение копыт с землей было там, куда достигал его взор. Скоро мы достигли места, где растут пальмы. Там Архангел Джибриль, мир Ему, сказал: «Выполни Намаз[4]». Я выполнил его, и мы полетели дальше. После этого Ангел Джибриль спросил меня: «Знаешь ли Ты, где молился?». Я ответил: «Аллаh знает». Тогда Архангел Джибриль, мир Ему, сказал: «Ты совершил Намаз в городе Тойба[5]!». Мы продолжили свой путь. Через какое-то время мы снова приземлились, и опять я выполнил Намаз, после этого Архангел, мир Ему, спросил: «Знаешь ли Ты теперь, где выполнил Намаз?» И объяснил, что я выполнил Намаз в Туре Сина[6], на том месте, где Пророк Муса, мир Ему, услышал Речь Аллаhа[7]. Потом мы полетели дальше, преодолевая огромные расстояния, и прибыли в одну местность, где нам были показаны дворцы. Там Архангел Джибриль, мир Ему, снова попросил меня выполнить Намаз и затем сказал, что я выполнил Намаз в городе Байт-Ляхм, где родился Пророк ‘Иса, мир Ему. Затем мы отправились дальше. Достигли города [Иерусалим], вошли через южные ворота и направились к мечети. Возле нее Джибриль привязал животное, и мы зашли в мечеть через [западные] двери с той стороны, где заходят солнце и луна. Внутри мечети, по Воле Аллаhа, я выполнял Намазы».

До того как совершить это путешествие, Пророк Мухаммад, мир Ему, находился у своей двоюродной сестры Умм hани`.

Анас ибн Малик передал от Абу Зарр о том, что Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил:

فُرِجَ سَقْفُ بَيْتِي وَأَنَا بِمَكّةَ فَنَزَلَ جِبْرِيلُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم فَفَرَجَ صَدْرِي ثُمَّ غَسَلَهُ مِنْ مَاءِ زَمْزَمَ ثُمَّ جَاءَ بِطَسْتٍ مِنْ ذَهَبٍ مُمْتَلِىءٍ حِكْمَةً وَإِيمَاناً فَأَفْرَغَهَا فِي صَدْرِي ثُمَّ أَطْبَقَهُ. رَوَاهُ مُسْلم

Это означает: «Когда я был в Мекке, неожиданно раскрылся свод потолка, и спустился Архангел Джибриль, мир Ему. Он вскрыл мне грудь, промыл ее водой Зам-зам[8]; затем Он принес золотой таз, наполненный мудростью и верой, влил содержимое в мою грудь и закрыл её».

Передал имам Муслим.

В Хадисе о Путешествии и Вознесении Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

 ثُمَّ دَخَلْتُ بَيْتَ الْمَقْدِسِ فَجُمِعَ لِيَ الأَنْبِيَاءُ عَلَيْهِمُ السَّلامُ فَقَدَّمَنِي جِبْرِيلُ حَتَّى أَمَمْتُهُمْ ثُمَّ صُعِدَ بِيَ إِلى السَّمَاءِ رَوَاهُ النَّسَائِيّ.

Это означает: «Затем я вошел в Байт аль-Макдис [9], где для встречи со мной были собраны все Пророки, мир Им. Архангел Джибриль, мир Ему, поставил меня впереди Их, и я имамом выполнил вместе с Ними Намаз. После этого я был вознесен на Небеса».

Передал Ан-Наса`ий.

АЛЬ-МИ‘РАДЖ – ВОЗНЕСЕНИЕ НА НЕБЕСА

Об этом сказано в словах Пророка Мухаммада, мир Ему, в сборниках достоверных Хадисов. В Кур’ане также есть Аяты, доказывающие Вознесение Пророка, мир Ему, на небеса.

Аллаh Всевышний сказал в Кур’ане (Сура 53 «Ан-Наджм», Аяты 13-15):

]وَلَقَدْ رَءَاهُ نَزْلَةً أُخْرَى  عِنْدَ سِدْرَةِ الْمُنْتَهَى عِنْدَهَا جَنَّةُ الْمَأْوَى[

Это означает: «Пророк Мухаммад, мир Ему, увидел Своего Господа сердцем второй раз [10]. Это произошло у дерева «Сидрат аль-Мунтаhа» на седьмом небе».

Мусульманские ученые также дали еще одно толкование этих Аятов: «Пророк, мир Ему, второй раз увидел Архангела Джибриля, мир Ему, в Его настоящем образе. И это случилось у дерева «Сидрат аль-Мунтаhа» на седьмом небе».

Оба толкования дают нам понять, что Пророк Мухаммад, мир Ему, был вознесен на небеса.

В Хадисе Пророка Мухаммада, мир Ему, сказано об Аль-Ми‘радж:

Это означает: «Мы выполнили Намаз и после этого вознеслись на первое небо. У ворот нас остановили и спросили: «Кто вы?». Ангел Джибриль ответил, что это Он и Мухаммад. Страж спросил: «Получил ли Он разрешение на Вознесение?».

«Да», – ответил Ангел Джибриль, мир Ему. Тогда открылись ворота, и мы увидели там Пророка Адама, мир Ему, который поприветствовал нас.

Затем мы вознеслись на второе небо. Там встретили Пророков ‘Ису ибн Марьям [11] и Яхью ибн Закарья [12], мир Им. Они поприветствовали нас.

Затем мы вознеслись на третье небо, где увидели Пророка Юсуфа [13], мир Ему, которому Аллаh даровал особую красоту. Он тоже поприветствовал нас.

На четвертом небе мы увидели Пророка Идриса [14], мир Ему, который тоже приветствовал нас.

На пятом небе мы увидели Пророка hаруна [15], мир Ему, который поприветствовал нас.

На шестом небе мы увидели Пророка Мусу, мир Ему, который также поприветствовал нас.

На седьмом небе мы увидели Пророка Ибраhима [16], мир Ему, прислонившегося спиной к зданию Аль-байт Аль-ма‘мур. В это здание каждый день входят семьдесят тысяч Ангелов, которые затем выходят и больше не возвращаются обратно. Потом я пошел дальше и увидел большое дерево под названием «Сидрат аль-Мунтаhа», листья которого, как уши слона, и плоды которого, как большие кувшины. И никто из созданных не может описать его красоту.

Тогда я получил откровение, и Аллаh повелел мне и всем мусульманам совершать пятьдесят Намазов в сутки. Затем я сошел на шестое небо к Пророку Мусе, мир Ему, который спросил меня: «Что повелел выполнять Аллаh Твоей общине»? Я сказал, что приказано выполнять пятьдесят Намазов в сутки. Пророк Муса, мир Ему, посоветовал мне, чтобы я вернулся и попросил облегчения, так как народ не сможет выполнять пятьдесят Намазов в сутки.

Я снова обращался к Аллаhу и попросил уменьшить количество Намазов. Было даровано облегчение, и количество Намазов уменьшилось до сорока пяти. На шестом небе опять встретил меня Пророк Муса, мир Ему, и посоветовал попросить Аллаhа еще облегчения. Так я обращался к Аллаhу за облегчением несколько раз, пока количество Намазов не уменьшилось до пяти. Эти пять Намазов в сутки дают человеку, выполняющему их, вознаграждение как за пятьдесят Намазов.

Затем я получил откровение о том, что человек, который решил сделать добро, получает одну благодать (вознаграждение), а если он уже совершил доброе дело, то получает десять благодатей (вознаграждений). Человек же, который думал о совершении запретного, но ещё не решил сделать его – то не будет ему за это греха, а если он намерился сделать запретное, то уже согрешил (то есть получает грех за решение преступить запрет). А если совершил запретное, то за это получает один грех.

Я спустился на шестое небо и вновь встретил Пророка Мусу, который опять посоветовал вернуться и попросить у Аллаhа облегчения, но я ответил: «Мне уже стыдно просить ещё больше облегчения»».

Передал имам Муслим.

Важное замечание

Аллаh – Создатель всего. Он был до того как создал место, и существует без места. Нельзя думать, что Аллаh существует в каком-то месте или везде, или думать, что Он существует на небесах, или на престоле (Аль-‘Арш), или в пространстве, как воздух. Нельзя думать, что Он близко или далеко от нас по расстоянию. Тот, кто думает так, не имеет убеждений мусульман. Нельзя думать, что Аллаh существует в каком-то направлении. Кто имеет убеждение, что Пророк Мухаммад, мир Ему, дошел до того места (до седьмого неба) и думает, что Аллаh там, то этот человек заблуждается и имеет убеждение, противоречащее Исламу, потому что Аллаh существует без места.

Имам ‘Али, да благословит его Аллаh, сказал:

كَانَ اللهُ وَلا مَكَانَ وَهُوَ الآنَ عَلَى مَا عَلَيْهِ كَانَ. رَوَاهُ أَبُو مَنْصُور البَغْدَادِيّ

Это означает: «Аллаh существовал до того как создал место, и сейчас Он существует таким, каким Он был, то есть без места». Передал Абу Мансур Аль-Багдадий.

Нельзя думать, что Аллаh находится в каком-либо направлении. Имам Абу Джа‘фар Ат-Тахауий в своей книге, названной «Аль-‘акыдат ат-тахауиййяh» / «Убеждения Ат-Тахауий»/, сказал:

وَلاَ تَحْوِيهِ الْجِهَاتُ السِّتُّ كَسَائِرِ الْمُبْتَدَعَاتِ

Это означает: «Его [Аллаhа] не окружает шесть направлений, которые присущи для всего созданного».

Эти шесть направлений: вверх, вниз, вправо, влево, вперед и назад.

Некоторые люди, введенные в заблуждение, убеждены в том, что Пророк, мир Ему, дошел до такого места, которое является центром местонахождения Аллаhа. Это очевидное заблуждение, так как Аллаh Всевышний существует без места. Конечно же, нет никаких оснований и подтверждений правильности содержания таких книг, и брошюр, которые в огромном количестве распространяются в наше время, попадая в руки простых людей, большая часть такой литературы содержит ложь. Предупреждать об этом – наш долг. Среди таких книг – книга «Аль-Ми‘радж», авторство которой приписывают имаму Ибн ‘Аббасу. Мы обязаны предупреждать о таких книгах.

Все исламские ученые единогласно подтверждают, что ночное путешествие Пророка Мухаммада, мир Ему, было совершено и телом, и душой наяву, а не во сне. И это было не трудно для Всемогущего Создателя, как и все остальное, происходящее по Воле Всевышнего.

Некоторые ученые говорили, что Путешествие Пророка Мухаммада, мир Ему, из г. Мекки в Дальнюю мечеть и его Вознесение и возвращение заняло одну треть ночи. Пророк, мир Ему, рассказал об этом своей двоюродной сестре Умм hани, а затем рассказал своему народу. Язычники не поверили Пророку, мир Ему, и начали смеяться над ним. Группа людей из племени Курайш подошла к сподвижнику Пророка, мир Ему, Абу Бакру, и поведала о том, что Пророк Мухаммад, мир Ему, рассказал, как Он за одну ночь побывал в Кудсе (Иерусалиме) и возвратился обратно в Мекку. Абу Бакр уточнил у них: «Он сам рассказывал об этом»? «Да», – ответили ему. Тогда Абу Бакр произнес: «Я свидетельствую, что Он правдив во всем, что Он говорит». У Абу Бакра повторно спросили, как он верит в то, что Пророк, мир Ему, побывал там и успел возвратиться за одну ночь еще до наступления рассвета. Абу Бакр ответил: «Да, я верю Ему ещё больше. Я верю во все, что Он рассказывает о пророчестве». Абу Сальма сказал по этому поводу: «Поэтому Абу Бакр был назван Ас-Сыддик /подтверждающий правдивость Пророка, мир Ему/, да благословит его Аллаh».

Язычники попросили Пророка Мухаммада, мир Ему, чтобы Он описал мечеть в г. Иерусалиме. Пророк, мир Ему, описал им все так, как и было. Язычники поняли, что Он прав, но все равно не поверили Ему, хотя и признали, что Его описание той местности и мечети правильное.


[1] Благословенный город на Аравийском полуострове.

[2] Кудс – священный город в Палестине.

[3] Джабраиль, Гавриил.

[4] Молитва.

[5] Сейчас это город Медина.

[6] Синай.

[7] Аллаh даровал Пророку Мусе возможность слышать Свою Речь, которая не похожа на речь созданных.

[8] Благословенная вода.

[9]Мечеть в городе Кудс (Иерусалим)

[10] Без образа, без места и без направления.

[11] Иисус, сын Марии.

[12] Яхья, сын Закарийя (Захарии).

[13] Иосиф.

[14] Енох (Ухнух).

[15] Аарон, брат Моисея.

[16] Авраам.

Контакты

Центральное духовное управление мусульман -

Таврический муфтият, Муфтият Крыма,

ул. 1 Конной Армии, 66,

г. Симферополь, Республика Крым, Россия, 295024,

тел.: +7978-038-83-89,

e-mail: info@cdumk.ru