Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Видение Аллаhа на Том Свете

Видение Аллаhа на Том Свете

В Хадисе Пророка Мухаммада, мир Ему, который передал имам Муслим, сказано:

ما الدُّنيا في الآخرةِ إلا مثل ما يجعل أحدُكُم إصبعَهُ في اليَمّ فَليَنظُر بم يَرجِعُ

Это означает, что эта жизнь в сравнении с благами жизни на Том Свете, подобно тому, что останется на пальце, после того, как руку окунули в море, т.е. капля, что осталась на пальце, ничто по сравнению с целым морем.

Так же в другом Хадисе, переданном имамом Аль-Бухарий, сказано:

موضعُ سَوطِ أحدِكُم من الجنّةِ خيرٌ من الدنيا وما عليها

Это означает: «Место, которое в Раю занимает плеть (то, чем погоняют животное), лучше, чем весь этот мир и все что в нем», т.е. та площадь райской земли, которую занимает плеть, ценнее, чем весь этот мир и все, что в нем.

В Хадисе, переданном имамом Муслимом, дано знать, что одним из преимуществ, дарованных Аллаhом Пророку Мухаммаду, мир Ему, является то, что Он будет первым, кто возьмется за кольцо на воротах Рая, после чего Ангел, привратник Рая, спросит: "Кто?" Пророк Мухаммад, мир Ему, ответит: "Мухаммад". Ангел скажет: "Мне приказано не открывать никому до тебя".

В общине Пророка Мухаммада, мир Ему, есть 70 тысяч человек, у которых лица в Судный День будут сиять, как луна в полнолуние, и они войдут в Рай одновременно без наказания. Это святые люди - аулия. После них войдут верующие, чьи лица будут сиять, как самые яркие звезды. С каждой тысячи из перечисленных 70-ти тысяч без наказания в Рай войдут еще по 70-ть тысяч мусульман. Общее количество тех, кто войдет в Рай без отчета и без наказания, знает только Аллah. Всевышний даровал общине Пророка Мухаммада, мир Ему, не одну особенность. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал насчет своей общины:

نحنُ الآخرونَ السَّابقونَ

Это означает: «Мы последние и опережающие», т.е. мы последние из тех, кто пришел в эту дунья, и первые из тех, кто войдет в Рай. Передал данное изречение имам Аль-Бухарий в своем сборнике «Сахих».

Среди людей есть верующие и неверующие. Неверующим приготовлены муки ада, а верующим счастливая жизнь и райские наслаждения. Аллаh обещал благочестивым верующим особое наслаждение, их ждет то, что ни один глаз не видел, ни одно ухо не слышало и ни одно сердце не представляло. В Кур`ане много Аятов о том, какие благоденствия уготовлены для верующих в Раю.

В Суре «Аль-Инсан» Аяте 5 сказано:

إِنَّ الأَبْرَارَ يَشْرَبُونَ مِن كَأْسٍ كَانَ مِزَاجُهَا كَافُورًا﴿

Это означает, что богобоязненные верующие в Раю будут пить из бокалов, наполненных ароматными напитками, так же в Суре «Аль-Инсан», Аятах 12 и 13 сказано:

وَجَزَاهُم بِمَا صَبَرُوا جَنَّةً وَحَرِيرًا ﴿
 مُتَّكِئِينَ فِيهَا عَلَى الأَرَائِكِ لا يَرَوْنَ فِيهَا شَمْسًا وَلا زَمْهَرِيرًا

Это означает, что вознаграждением за терпение, послушание и покорность в этой жизни будет вхождение в Рай, обитатели которого будут одеты в шелка и будут отдыхать на прекрасных ложах, и не будет испытывать ни жары от солнца, ни холода от мороза ада (замhарир). Из мучений ада – сильная жара и сильный холод.

В 19-м Аяте Суры «Аль-Инсан» сказано:

وَيَطُوفُ عَلَيْهِمْ وِلْدَانٌ مُّخَلَّدُونَ إِذَا رَأَيْتَهُمْ حَسِبْتَهُمْ لُؤْلُؤًا مَّنثُورًا﴿

Это означает: «Обходят их красивые и белокожие юные слуги, они будто рассыпанный блестящий жемчуг вокруг тебя, потому что они прекрасны, и от них исходит чистое сияние».

Следует знать, что самое большое наслаждение и самое лучшее вознаграждение для верующих находящихся в Раю - это видение Аллаhа без образа, без места и без направления. Нет такого наслаждения, которого верующие желали бы больше. Святые (аулия) получат такое вознаграждение два раза в день, а обычные верующие - один раз в неделю, и при этом не будет расстояния между Аллаhом и глазами верующих. Доказательство этому есть в Кур`ане (Сура «Аль-Кыямаh», Аят 22-23):

وجوه يومئذ ناضرة إلى ربها ناظرة﴿

Это означает: «Лица верующих в Тот День будут сияющие, на Аллаhа взирающие».

Убеждения мусульман в том, что верующие, находясь в Раю, будут видеть Всевышнего, и ни в коем случае нельзя думать, что Аллаh находится в Раю, ведь нахождение в каком-либо месте указывает на слабость и ограничения, а Аллаhу не присуще это.

Имам Аш-Шафи’ий Мухаммад ибн Идрис, да будет ему милость Аллаhа, привел в доказательство видения Аллаhа верующими находясь в Раю Аят 15 из Суры «Аль-Мутаффифин»:

كَلاَّ إِنَّهُمْ عَن رَّبِّهِمْ يَوْمَئِذٍ لَّمَحْجُوبُونَ﴿

Это означает: «В Тот День неверующие не получат никакого наслаждения, в том числе и наивысшего вознаграждения - видения Аллаhа».

Имам Муслим, да будет ему милость от Аллаhа, передал слова Пророка Мухаммада, мир Ему, которые означают, что жители Рая войдут в Рай, и им будет сказано: "Желаете ли вы большего?" Они ответят: "Разве не даровано нам жить в Раю и спастись от ада?" После чего будет снята преграда, и они увидят Господа, Который не похож ни на кого и ни на что. Это будет наивысшем наслаждением, больше которого они и не могли пожелать.

Видение Аллаhа на Том Свете будет без подобия, без образа, без направления, без расстояния, близости или отдаления, без формы, без тела, без цвета. Жители Рая увидят Аллаhа, который не похож на свои создания. У них не будет ни малейшего сомнения в том, что они видят Аллаhа, точно так, как и у того, кто видит полную луну в безоблачном небе. У них не возникнет сомнения в истинности увиденного. Об этом Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал в Хадисе, переданном имамом Муслимом:

إنكم سترون ربكم يوم القيامة كما ترون القمر ليلة البدر لا تضامون في رؤيته

Это означает: «Воистину, вы увидите своего Господа в Cудный День без образа, без места, без направления, и не сомневаясь в этом, так же, как не сомневаетесь, когда видите луну в полнолуние». Пророк Мухаммад, мир Ему, сравнил несомненность видения Аллаhа жителями Рая с несомненностью видения луны в полнолуние на чистом небе, но ни в коем случае не сравнивал Аллаhа с луной.

Есть много невежественных людей, которые, читая этот Хадис, думают, что Аллаh похож на луну. Да сохранит нас Аллаh от этого. Некоторые люди заявили об этом, но их слова -неверие в Аллаhа Всевышнего. Аллаh превыше всех недостатков, он не похож ни на луну, ни на любые другие создания. В священном Кур`ане (Сура «Аш-Шура», Аят 11) сказано об Аллаhе:

ليس كمثله شىء وهو السميع البصير﴿

Это означает: «Нет ничего подобного Ему», т.е. Он не похож на свои создания и на Него никто не похож.

В Аяте 143 Суры «Аль-А‘раф» говорится, что Пророк Муса, мир Ему, просил у Аллаhа Всевышнего означающее: "О Аллаh, дай мне видеть тебя." Этот Аят является доказательством возможности видения Аллаhа, так как все Пророки, мир Им, защищены от того, чтобы просить у Аллаhа противоречащее Исламу, т.е. Пророк Муса, мир Ему, не просил того, что невозможно. Следовательно, видение Аллаhа возможно. Еще одним доказательством является то, что Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане Пророку Муса, мир Ему, в 143 Аяте Суры «Аль-А‘раф»:

وَلَكِنِ انظُرْ إِلَى الْجَبَلِ فَإِنِ اسْتَقَرَّ مَكَانَهُ فَسَوْفَ تَرَانِي﴿

Это означает: "Посмотри на гору, если она устоит на своем месте, то и ты Меня увидишь".

Аллаh - Всемогущ и может сделать так, чтобы гора осталась на месте, а также дать Пророку Муса, мир Ему, возможность видеть Его. Он даровал видеть Его горе, и та превратилась в песок. Из этого следует, что Аллаh может дать верующим возможность видеть Его. То, что сказал Аллаh Всевышний Пророку Муса, мир Ему, в Суре «Аль-А‘раф», Аяте 143:

قَالَ لَن تَرَانِي ﴿ 

Это означает: "Ты не сможешь увидеть Меня", относится к этой жизни, а не к следующей.

Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане (Сура «Юнус», Аят 26):

لِّلَّذِينَ أَحْسَنُواْ الْحُسْنَى وَزِيَادَةٌ وَلاَ يَرْهَقُ وُجُوهَهُمْ قَتَرٌ وَلاَ ذِلَّةٌ أُوْلَئِكَ أَصْحَابُ الْجَنَّةِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ﴿

В этом Аяте дано знать, что благочестивые получат наслаждения в Раю и возможность видеть Аллаhа Всевышнего. Именно так толковал этот Аят Пророк Мухаммад, мир Ему.

Так же имам Муслим передал, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: означающее: "Никто из вас не увидит Аллаhа Всевышнего, пока не умрет".

Знайте, что сказанное об Аллаhе в Кур`ане и переданное Пророком Мухаммадом, мир Ему, нужно смиренно принимать и не отрицать, в том числе и возможность видения Аллаhа Всевышнего, который не подобен никому и ничему.

Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил о том, что верующие увидят Аллаhа, но не так, как видят созданных. Они увидят Аллаhа не так, как видим друг друга или встречаем другого человека, подобно тому, как молящиеся встречаются в мечети с имамом, потому что Аллаhу не присуще занимать место. Имам Малик, да будет ему милость Аллаhа, сказал означающее: «Аллаh вечен без конца, Его нельзя видеть временными глазами, которые даются в этом мире, а только вечными глазами в будущей жизни», т.е. глаза жителей Рая вечны без конца, потому что сама жизнь в Раю вечна, и там нет смерти.

А невозможность видения Аллаhа в этой жизни подтверждает Аят 103 из Суры «Аль-Ан’ам»:

لاَّ تُدْرِكُهُ الأَبْصَارُ وَهُوَ يُدْرِكُ الأَبْصَارَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ﴿

Это означает: "В этой жизни Аллаhа никто не увидит, а Он видит всех".

Отсюда мы понимаем, в каком невежестве находятся му’атазилиты, отрицающие возможность видения Аллаhа. Так же, как мы знаем, что Аллаh существует без места и направления, так и допустимо Его видение без места и направления.

Пусть Аллаh Всемогущий оградит нас от ошибок в религии и сохранит на истинном пути, а также дарует быть из числа счастливых, видящих своего Создателя на Том Свете.

Контакты

Центральное духовное управление мусульман -

Таврический муфтият, Муфтият Крыма,

ул. 1 Конной Армии, 66,

г. Симферополь, Республика Крым, Россия, 295024,

тел.: +7978-038-83-89,

e-mail: info@cdumk.ru