Кем был Ибн Таймия, и какие его ошибки?

Категория: Опровержения Просмотров: 2284

Хоть и прошла уже не одна сотня лет со смерти этого человека, предупреждение о его заблуждениях и их опровержения до сих пор актуальны. И мы стараемся предупреждать мусульман о вреде лжеученых, следуя тому, что сказано в Кур`ане (Сура 3 «Аль ‘Имран», Аят 104):

وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

Это означает: «Пусть будет среди вас группа, призывающая к добру и запрещающая зло». 

Ахмад Ибн Таймия стал преемником идей хариджитов в седьмом веке hиджры. Он родился в городе Харран (Сирия) в 1236 г.н.э. В 1306–1312 гг. проживал в Египте, где дискутировал с мусульманскими учеными и был обвинен в приписывание Создателю человеческих качеств (к примеру, тела, органов, чувств – радости, страдания и др.), что не соответствует и противоречит учению Ислама. Вследствие пропаганды своих ложных воззрений Ибн Таймия был заключен в тюрьму.

Через какое-то время он якобы раскаялся и был освобожден. Выйдя в люди, Ибн Таймия стал выступать против дозволенных религией нововведений и снова был осужден.

После второго освобождения из тюрьмы, также, как и в первый раз, ложно дав понять, что он кается в своих ошибках, в 1313 году Ибн Таймия вернулся в Дамаск. Преподавал в медресе (религиозном учебном заведении). Но своим заблудшим взглядам не изменял, за что снова был заключен в тюрьму. Смерть настигла Ибн Таймию в дамасской цитадели Аль-Кала‘ в 1328 году.

Верховные судьи четырех мазhабов (исламских правовых школ) вынесли единодушную оценку пагубной деятельности Ибн Таймии, и король Мухаммад Ибн Калявун издал указ, предупреждающий о неверности взглядов этого лжемыслителя. Королевский указ был распространен в Египте и странах Шам (Сирия, Ливан, Палестина, Иордания).

Ибн Баттута, знаменитый арабский путешественник, в своей книге «Путешествие» написал: «…В Дамаске был Таки Ад-дин Ибн Таймия[1], который страдал умственным расстройством. Правитель Ан-Насыр повелел заключить его в тюрьму, где тот и пробыл несколько лет. Затем мать Ибн Таймии обратилась с просьбой к правителю Ан-Насыру, и последний приказал освободить Ибн Таймию.

Но Ибн Таймия во второй раз побывал в тюрьме. В то время я был в Дамаске. Как-то раз я отправился на пятничную молитву в мечеть, где Ибн Таймия читал [пятничную] проповедь перед собравшимися верующими с минбара этой соборной мечети. Среди прочего он сказал: “Аллаh опускается на земной [нижний] небосвод так же, как происходит вот это мое нисхождение”, - и он стал медленно по ступенькам спускаться с минбара. Присутствовавший при этом факих Ибн Аз-Захра возразил ему, выразив свое несогласие с тем, что говорил Ибн Таймия…».

Ибн Таймия противоречил иджма‘[2] теологов Ислама более чем в шестидесяти вопросах, о чем сообщил Аль-Хафиз Абу Зур‘а. Перечислим некоторые из его многочисленных заблуждений.

Он утверждал, что Аллаh находится на высшем пределе высоты. В книге «Кашф Аз-Зунун» («Раскрытие мнений») автора Абу Хайян Аль-Андалюсий сказано, что Ибн Таймия упомянул в книге, которую он назвал «Китаб Аль-‘Арш», что Всевышний Аллаh сидит на Троне, освободив немного места для Пророк Мухаммада, мир Ему. А также Ибн Таймия утверждал, что Аллаh каждую ночь спускается на первое Небо и наблюдает за Своими рабами, и при этом Он не покидает Аль-‘Арша. Эти убеждения не являются исламскими.

Ибн Таймия в своей книге «Аль-Фатауи» дает заключение, разрешающее убивать глав государств. Идеологи современных экстремистов советуют своим последователям руководствоваться в своей деятельности этой книгой.

Также Ибн Таймия плохо отзывался об ‘Алий ибн Абу Талиб, двоюродном брате Пророка, мир Ему, и Его сподвижнике, и критиковал его действия. Однако же Пророк Мухаммад, мир Ему, предупредил, сказав означающее: «Кто ругает ‘Алий, тот ругает Меня», а также: «Кто вредит ‘Алий, тот вредит Мне». Эти изречения передал Аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак» и дал им степень правильности.

Мусульманские ученные опровергли и доказали неправильность выводов Ибн Таймии еще при его жизни. Однако спустя шесть веков появился человек по имени Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаhhаб, который последовал идеологии Ибн Таймии и стал основателем ваххабитского движения. Книги Ибн Таймии, а также сочинения его последователя Ибн Аль-Каййима стали настольными книгами ваххабитов прошлого и также их современных последователей. Основатель ваххабизма Мухаммад Ибн ‘Абдуль-Уаhhаб неоднократно цитирует Ибн Таймию и Ибн Аль-Каййима. На этих же авторов ссылается и Ибн Ганнам – ваххабитский историк. Российский историк Васильев А. М. приводит следующее высказывание ‘Абдуллаhа сына Мухаммада Ибн ‘Абдуль-Уаhhаба: “Книги Ибн Аль-Каййима и его шейха (т.е. Ибн Таймии) у нас считаются одними из самых ценных книг, высказывания... часто используются”. Ваххабиты считают, что книги Ибн Таймии, подобно Кур`ану, лишены ошибок и их нужно принимать за истину.

В дальнейшем мы будем подробней рассказывать о заблуждениях Ибн Таймии и его последователей, приводя неоспоримые доводы их неверности и абсурдности, дабы оградить общество от подобных ошибок в религии, а также неверии.

________________________________

[1] - Так называли Ахмада Ибн Таймию некоторые люди из его окружения.

[2] - Единогласное подтверждение ученых-муджтаhидов (теологов, имеющих право выносить религиозные заключения) конкретного времени по конкретному религиозному вопросу.