Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Третий праведный халиф

Третий праведный халиф

‘Усман ибн ‘Аффан родился в городе Ат-Таиф через шесть лет после рождения Пророка Мухаммада, мир Ему. Его полное имя – Абу ‘Абдуллah ибн ‘Абyль-‘Ас ибн Умейя ибн ‘Абдyщ-Щамс ибн ‘Абду Манаф ибн Кусай Аль-Курайший. Его мать звали ‘Аруа бинт Курайз ибн Раби‘а ибн Хабиб ибн ‘Абдущ-Щамс ибн ‘Абдy Манаф. Он был выходцем из племени Бану Умайя. ‘Усман был очень красивым мужчиной среднего роста, у него было красивое лицо с нежной светлой кожей, густые волосы и красивая густая борода.

Он принял Ислам в возрасте тридцати девяти лет и был из группы людей, которые первыми приняли Ислам, о которой говорится в 100-м Аяте из Суры 9 «Ат-Тауба»:

وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

Это означает: «Первой группе из муhаджиров[1] и ансаров[2], принявшей Ислам, Аллаh дарует Свою Милость, а также тем, кто следовали по их праведному пути. Творец создал для них особые места в Раю, где текут реки, и они будут пребывать там вечно без конца. Это великое счастье».

До того, как Пророк Мухаммад, мир Ему, получил Пророчество, ‘Усман женился на Его дочери по имени Рукайя, которая сопровождала его во время переселения в Эфиопию. Рукайя умерла в то время, когда случилась битва при Бадре. Потом Пророк Мухаммад, мир Ему, отдал ему в жены вторую свою дочь Умм Кульсум, которая была с ним до конца своей жизни. Она умерла в 9 году hиджры. Таким образом ‘Усман ибн ‘Аффан был женат на двух дочерях Пророка Мухаммада, мир Ему, поэтому его прозвали «зун-нурайн», что означает «обладатель двух сияний».

‘Усман ибн ‘Аффан – в Раю

‘Усман ибн ‘Аффан всегда был рядом с Пророком Мухаммадом, мир Ему, кроме битвы при Бадре, потому что его жена Рукайя в это время болела, и Пророк, мир Ему, попросил его помогать ей во время болезни. Но Пророк, мир Ему, несмотря на это, считал его среди тех, кто участвовал в битве Бадр, и вручил часть военных трофеев.

‘Усман один из десяти человек, которым при жизни Пророк Мухаммад, мир Ему, обещал, что они войдут в Рай. Имам Ахмад ибнХанбаль передал в книге «Аль-Муснад», что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

أبو بكر في الجنة وعمر في الجنة وعلي في الجنة وعثمان في الجنة وطلحة في الجنة والزبير في الجنة وعبد الرحمن بن عوف في الجنة وسعد بن أبي وقاص في الجنة وسعيد بن زيد في الجنة وأبو عبيدة بن الجراح في الجنة

Это означает: «Абу Бакр в Раю, ‘Умар в Раю, ‘Али в Раю, ‘Усман в Раю, Тальха в Раю, Зубейр в Раю, ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф в Раю, Са‘д ибн Абу Уаккас в Раю, Са‘ид ибн Зейд в Раю и Абу ‘Убейда ибн Аль-Джаррах в Раю».

До избрания халифом он занимался торговлей, достиг в этом деле большого успеха и был состоятельным человеком. Он кормил людей едой, достойной халифа, а сам ел хлеб с оливковым маслом или яблочным уксусом. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: 

اشترى عثمان بن عفان من رسول الله الجنة مرتين، حين حفر بئر رُومة وحين جهز جيشَ العُسْرة

Это означает: «‘Усман заслужил Рай дважды: когда купил колодец Рума и передал его в пользу мусульман, которые до этого были вынуждены покупать воду у язычников, и когда на собственные средства обеспечил нужды мусульман в тяжелое для них время».

Известно, что однажды Пророк, мир Ему, читал проповедь и попросил мусульман, чтобы они дали средства для поддержки мусульман в тяжелое время. ‘Усман сказал: «Я дам сто верблюдов со снаряжением». Потом Пророк, мир Ему, попросил еще, и ‘Усман сказал: «Я дам еще сто». Пророк, мир Ему, очень обрадовался. Ат-Табараний передал от ибн ‘Умара, что Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил: «Благодаря ‘Усману было развитие моей общины, и торжествовала победа».

‘Усман был доброжелательным в общении, мягким по своей натуре и с большим пониманием относился к людям. Он был почитаемым человеком, которого уважали.

Историк ибн ‘Асакир передал, что Абу Са‘ид Аль-Худрий однажды видел Пророка Мухаммада, мир Ему, который ночью до времени Намаза Ас-Субх читал ду‘а для ‘Усмана.

Передается от ‘А`иши, что Пророк Мухаммад, мир Ему, однажды сидел дома c открытым бедром. В это время пришел Абу Бакр и Пророк, мир Ему, пригласил его, не закрыв бедра. Затем пришел ‘Умар и Посланник Аллаhа, мир Ему, пригласил его и снова не закрыл бедра. Когда пришел ‘Усман, Пророк Мухаммад, мир Ему, сначала закрыл бедро и только потом пригласил ‘Усмана. Когда гости ушли, ‘А`иша спросила Пророка Мухаммада, мир Ему, почему Он не закрыл бедро, когда пришли Абу Бакр и ‘Умар, но закрыл его, когда пришел ‘Усман. Посланник Аллаhа, мир Ему, ответил: «Как не стесняться того, кого Ангелы стесняются».

Известно, что ‘Усман всегда соблюдал дополнительные Посты днем и Намазы ночью.

Хорошие новшества, введённые ‘Усманом в Ислам

‘Усман первым начал использовать благовония в мечети и первым велел читать два Азана (призыв к молитве) на пятничную молитву. Также, он первым начал платить зарплату му`аззинам (взывающим к молитве) и впервые организовал полицию.

‘Усман отличился тем, что собрал мусхаф (экземплярКур`ана). История о том, как был собран и записан первый экземплярКур`ана передана имамом Аль-Бухарий в книге «Ас-Сахих». Однажды ‘Умар был в гостях у халифа Абу Бакра и сказал ему, что многих знающихКур`ан наизусть неверующие убили, и он боится, что если это будет продолжаться и дальше, то не останется знающих. Он посоветовал Абу Бакру приказать собрать текстКур`ана. Абу Бакр позвал Зайда ибн Сабита, который был одним из тех, кто записывал ниспосланные Пророку Мухаммаду, мир Ему, АятыКур`ана, и рассказал Зайду о предложении ‘Умара. Зайд обратился к ‘Умару: «Как мы будем делать то, чего Пророк Мухаммад, мир Ему, не совершал?» ‘Умар ответил: «Клянусь Аллаhом! Это благое дело!». Он убеждал Зайда до тех пор, пока тот не согласился с ним.

Зайд начал собирать свитки с текстамиКур`ана: на камнях, на шкурах, на листах бумаги, а также тех людей, которые знали текстыКур`ана наизусть. Собранные тексты сложили в доме Абу Бакра, а когда Абу Бакр умер, их хранили в доме ‘Умара, а после смерти ‘Умара тексты были у его дочери Хафсы. Когда ‘Усман стал халифом, он собрал двенадцать сподвижников: из курайшитов, ансаров и из тех, кто записывал текстыКур`ана. Он сказал, что хочет собрать все тексты в одну книгу, и попросил Хафсу дочь ‘Умара отдать их ему. ‘Усман спросил: «Кто лучше всех пишет?» Ему указали на Зайда ибн Сабита. Он спросил: «Кто лучше всех знает грамматику?» Ему ответили: «Са‘ид ибн Аль-‘Ас». ‘Усман сказал: «Пусть Са‘ид говорит, а Зайд пишет».

Закончив составление одного экземпляра, было сделано несколько копий. По мнению разных ученых, их было от четырех до семи. Их раздали в разные страны, где жили мусульмане, а все остальные тексты уничтожили.

‘Усман стал халифом через три дня после смерти ‘Умара ибн Аль-Хаттаба. Это было в понедельник – последний день месяца Зуль-Хидджа в двадцать третьем году hиджры. Он был халифом двенадцать лет. Будучи правителем, ‘Усман оставался скромным и неприхотливым. Отдыхая днем в мечети, он ложился на каменный пол, а камни отпечатывались на его теле. Видя это, люди восклицали, восхищаясь его скромностью: «Это – правитель мусульман! Это – правитель мусульман!».

Перед смертью ‘Усман сказал: «Я увидел во сне Пророка Мухаммада, мир Ему, Абу Бакра и ‘Умара. Они сказали мне: “Ты будешь с нами на ифтаре». Это означало, что в этот день он умрет.

‘Усман умер в пятницу восемнадцатого Зуль-Хиджжаh в тридцать пятом году hиджры в возрасте девяносто лет. Он был похоронен в субботу после Намаза Аль-Магриб на кладбище Аль-Бакы‘. Намаз-джаназаhему читал Аз-Зубейр.

____________________________________________

[1] Муhаджиры – те из сахабов, которые совершили переселение из Мекки в Медину.
[2] Ансары – те из сахабов, которые встретили и приняли в Медине переселенцев из Мекки.