Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Первый Халиф Абу Бакр Ас-Сыддык

Первый Халиф Абу Бакр Ас-Сыддык

بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله رب العالمين و صلّى الله على سيّدنا محمدٍ و على آله و صحبِهِ و سلَّم

Cказано в Кур`ане:

مِنَ الْمُؤْمِنِينَ رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللَّهَ عَلَيْهِ ۖ فَمِنْهُمْ مَنْ قَضَىٰ نَحْبَهُ وَمِنْهُمْ مَنْ يَنْتَظِرُ ۖ وَمَا بَدَّلُوا تَبْدِيلًا

Это означает: «Аллаh Всевышний создал среди членов общины Пророка Мухаммада, мир Ему, людей, которые прилагают все свои усилия для защиты Ислама и они подтверждают истинность всего того, что говорил Посланник Аллаhа, мир Ему, (словами и деяниями). Они пребывают в числе Богобоязненных и следуют Истинным Путем» (Сура «Аль-Ахзаб»).

Абу Бакр Ас-Сыддык – один из сподвижников Посланника Аллаhа, мир Ему. Его полное имя `Абдуллаh ибн Аби Кухафаh `Усман бни `Амир Аль-Къураший. Также говорят, что во времена джаhилийя его имя было `Абдулька`баh, но Пророк, мир Ему, нарек его именем `Абдуллаh. Родословная Абу Бакра и Посланника Аллаhа, мир Ему, сходятся на Мурраh бну Кя`б. Мать Абу Бакра звали Умм Аль-Хайр Сальма (некоторые говорят Ляйля) бинту Сахр бин `Амир.

Родился Абу Бакр примерно спустя три года после года Слона. Его описывали, как человека стройного телосложения, с белой кожей, худощавым лицом и широким лбом. Он был ученым курайшитов и одним из лидеров племени. Абу Бакр был известен своей неустрашимостью и храбростью, однако, при этом он был щедрым, проявляющим к другим сострадание человеком.

В 11 г. h., в день смерти Посланника Аллаhа, мир Ему, все сподвижники присягнули Абу Бакру, как Халифу мусульман.

ПОЧЕТНЫЕ ИМЕНА АБУ БАКРА

Одним из имен Абу Бакра было имя `Атик. `Абдуррахман ибн Аль-Джаузий в книге «Сыфату Ас-Сафуаh» передал три мнения о том, как Абу Бакр получил это имя. Согласно первому мнению, когда `Аишу спросили об этом имени, она ответила, что однажды Посланник Аллаhа, мир Ему, посмотрев на Абу Бакра, сказал:

هذا عتيق الله من النار

Это означает:  «Это `Атик (огражденный) Аллаhом от огня ада».

Второе мнение, переданное от Муса бин Тальхаh, что этим именем нарекла его мать.

Согласно третьему мнению, переданному Аль-Ляйсом бну Са`дом, Абу Бакр был назван `Атик из-за красивого лица.

Сказал Посланник Аллаhа, мир Ему:

يكون بعدي إثنا عشر خليفة أبو بكر الصديق لا يلبث إلا قليلا

Это означает: «После меня будет двенадцать халифов, Абу Бакр Ас-Сыддык [1] будет пребывать правителем короткое время».

Из этого Хадиса мы понимаем, что у Абу Бакра было второе имя – Ас-Сыддык. `Али ибн Аби Талиб поклялся Аллаhом и сказал, что имя Ас-Сыддык (правдивейший) было ниспослано Абу Бакру с небес. Передал Аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак»: `Аиша сказала, что язычники пришли к Абу Бакру, спросив его с издевательством: «Что с твоим другом? Ведь он утверждает, что ночью был перенесен в Иерусалим!». Абу Бакр сказал: «Он сам сказал об этом?». Они сказали:«Да». На что Абу Бакр ответил им: «Если Он сказал об этом, то это правда. Он говорил мне, что весть приходит к нему с неба на землю в час ночной и дневной, я верю ему”. После этого Абу Бакр был назван Ас-Сыддык.

ПРИНЯТИЕ ИСЛАМА

Абу Бакр превосходил остальных сподвижников Пророка, мир Ему, в совершении благих дел, кроме этого он был первым из мужчин, принявших Ислам. На момент принятия Ислама, ему было 37 лет, после чего он прожил еще 26 лет.

`Абдуррахман ибн Аль-Джаузий в книге «Сыфату Ас-Сафуаh» передал, что первым, кто принял Ислам был Абу Бакр. Однажды, когда Абу Бакр находился в Шаме [2], он увидел сон, который не оставил его равнодушным. Он увидел, как солнце и луна спустились, а он взяв их руками, прижал к груди, а затем скрыл под одеждой. После пробуждения от сна он направился к одному монаху для того, чтобы тот растолковал ему этот сон. Монах спросил: «Откуда ты?». Абу Бакр сказал: «Из Мекки». После этого монах спросил его о том, чем он занимается. Он сказал, что занимается торговлей. Затем монах сказал: «При твоей жизни появится человек, которого будут называть Мухаммад Аль-Амин, и ты последуешь за ним. Он будет из рода Бану hашим. Этот человек будет Пророком последнего времени и ты примешь его религию. Ты будешь визирем при нем и халифом после его ухода. Его описание я встречал в Торе и Псалтыре». Услышав качества и описание Пророка, мир Ему, Абу Бакр был тронут и захотел немедленно встретиться с Ним. Прибыв в Мекку, он увидел Посланника Аллаhа, мир Ему, и принял Ислам.

ДОСТОИНСТВА И ПОХВАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Теологи Ислама, а также ученые-биографы и историки упоминали в своих трудах, что Абу Бакр был вместе с Пророком Мухаммадом, мир Ему при битве «Бадр» и при всех остальных походах. В день принятия Ислама  Абу Бакр отдал в пользу мусульман 40.000 дирhам [3]. Известно, что Абу Бакр не пил спиртного, как до принятия Ислама, так и после.

Также Абу Бакр был тем, кто собрал Аяты Кур`ана в единую книгу. Мухаммад ибн Исхак упомянул, что через Абу Бакра приняли Ислам пятеро из десятерых, которых Посланник Аллаhа, мир Ему, при жизни обрадовал вестью о вхождении в Рай: `Усман бин `Аффан, Тальхьаh бин `Убайдилляh, Аз-Зубайр бну Аль-`Аууам, Са`д бну Аби Укъкъас, `Абдуррахьман ибн `Ауф.

Абу Бакр обладал огромным терпением, силой, смелостью и щедростью, был снисходительным к слабым и малоимущим. Сказано, что Абу Бакр был самым смелым из сподвижников Пророка, мир Ему. Он был самым лучшим и умным из них. Когда читали Кур`ан, его глаза всегда наполнялись слезами.

Имам Ат-Тирмизий передал, что `Умар ибн Аль-Хаттаб сказал: «Посланник Аллаhа, мир Ему, повелел нам выделить садака [4] в пользу мусульман. Я подумал, что сегодня смогу опередить Абу Бакра в совершении благих поступков». Так, `Умар пришел с половиной своего имущества. Посланник Аллаhа, мир Ему, спросил:

ما أبقيت لأهلك

Это означает: «Что ты оставил своей семье?». `Умар сказал, что оставил половину имущества. Затем пришел Абу Бакр, принеся с собой все имущество. Посланник Аллаhа, мир Ему, спросил:

ما أبقيت لأهلك

Это означает: «Что ты оставил своей семье?». Абу Бакр сказал, что оставил своей семье любовь к Аллаhу и Его Посланнику. После этого `Умар сказал, что в совершении благих дел ему никогда не опередить Абу Бакра.

Передано от Абу hурайры, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

ما نفعني مال قط ما نفعني مال أبي بكر

Это означает: «Никогда никакое имущество не приносило мне столько пользы, сколько имущество Абу Бакра». Тогда Абу Бакр заплакал и сказал:«Разве я и мое имущество принадлежат кому-либо, кроме тебя, о Посланник Аллаhа?».

Передано от Анаса, что в ночь переселения Абу Бакр первым зашел в пещеру, чтобы узнать, не таится ли там опасность. Там он увидел много щелей и дыр, в которых могли прятаться змеи, скорпионы и пауки и закрыл их кусками своей одежды. Но ему не хватило ткани, чтобы закрыть последнюю щель, и он, не раздумывая, закрыл ее своей пяткой. Ночью за эту пятку его ужалил скорпион, но Абу Бакр стерпел боль и ничего не сказал Пророку Мухаммаду, мир Ему. Посланник Аллаhа, мир Ему, увидел, что у Абу Бакра нет части одежды и спросил:

فأين ثوبك يا أبا بكر

 Это означает: «Где же твоя одежда, Абу Бакр?». Тот ответил, что закрыл своей одеждой дыры и щели, которые заметил в пещере. Пророк Мухаммад, мир Ему, прочитал Ду`а:

اللهم اجعل أبا بكر معي في درجتي يوم القيامة

Это означает: «О Аллаh, даруй Абу Бакру быть вместе со мной в Раю» (Хильяh Аль-Аулия, том 1, с. 33).

БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ АБУ БАКРА

Ибн Аль-Джаузий привел в книге «Cыфату Ас-Сафуаh» следующую историю: у Абу Бакра был раб, который в одну из ночей принес ему еды. Абу Бакр съел немного из того, что принес этот раб. Раб сказал:«Что с тобой? Ведь каждую ночь ты спрашивал меня о еде, а в этот раз нет». Абу Бакр сказал, что по причине голода он забыл, после чего спросил откуда тот принес эту еду. Ответ раба указывал, что еда, принесенная им, не является разрешенной, т.к. была приобретена запрещенным путем. Абу Бакр рассерженно сказал: «Ты едва не погубил меня». Затем он попытался вызвать рвоту, дабы съеденная пища не продолжала оставаться у него в желудке, однако ничего не выходило. Ему посоветовали выпить воды, т.к из-за малого количества съеденной пищи ее будет трудно вывести наружу. Следуя совету, Абу Бакр все же вывел пищу из желудка, вызвав рвоту. Ему было сказано:«Пусть Аллаh дарует тебе милость, ведь та малая часть съеденной еды была причиной твоих стараний». Абу Бакр сказал:«Услышав, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал, означающее: «Каждое тело, взращенное на запретном, заслуживает ада», я побоялся того, чтобы мое тело не было взращенным на том съеденном куске».

НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВИТЕЛЕМ

В день смерти Посланника Аллаhа, мир Ему, Абу Бакру была дана присяга под навесом бану Са`даh. Это произошло ночью 12 числа месяца Раби` уаль-аууаль 11 г. h. Абу Бакр вместе с `Умаром направились на совет, чтобы вместе со сподвижниками выбрать главу мусульман. Затем `Умар сказал Абу Бакру: «Протяни мне свою руку». Абу Бакр протянул свою руку, после чего `Умар присягнул ему, за ним последовали сподвижники-муhаджиры, а затем и сподвижники-ансары. На следующий день Абу Бакру присягнул оставшийся народ. Известно, что когда Абу Бакр стал халифом, он обратился к людям и сказал: «О люди, мне поручено быть вашим повелителем, но я не самый лучший из вас. Аллаh ниспослал нам Кур`ан, а Посланник Аллаhа, мир Ему, оставил нам свой путь, который мы познали. Знайте, что лучший выбор умнейшего - богобоязненность, а худший выбор глупейшего – нарушение. Воистину, сильнейшим я считаю слабейшего из вас, пока он не получит свои права. Воистину, слабейшим я считаю сильнейшего из вас, пока он не вернет права другого. О люди, воистину, я последователь, а не новатор. Если я буду прав, то помогите мне, если же отклонюсь, то поправьте меня».

СМЕРТЬ

Умер Абу Бакр во вторник ночью месяца джумада аль-ахираh в 13 г. h. в возрасте 63 лет. Он завещал, чтобы погребальное омовение ему совершила его жена, также, чтобы его похоронили около Посланника Аллаhа, мир Ему. `Умар прочитал намаз-джаназа, затем его сын `Абдуррахман, `Умар, `Усман и Тальхаh ибн `Убайдилляh спустили тело Абу Бакра в могилу. У Абу Бакра Ас-Сыддык остались дети: `Абдуллаh, Асма, `Абдуррахман, `Аишаh, Мухаммад, Умм Кульсум.

Просим у Аллаhа даровать Абу Бакру Ас-Сыддык прощения грехов и еще больше милости. Пусть Аллаh дарует нам быть такими же храбрыми, правдивыми и богобоязненными как первый халиф Абу Бакр Ас-Сыддык.

الْحَمْدُ لِلّهِ الَّذي هَدانا لهاذَا وما كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلا أَنْ هَدَاناَ اللهُ ، اللهُمَّ صلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ عَبْدِكَ ورسوُلِكَ النَّبيِّ الأُمّيِّ وَعَلى آلِ مُحمَّدٍ وأزواجهِ وذُرّيّتِهِ ، كَمَا صَلَّيْتَ علَى  ِإِبْرَاهِيمَ علَى آل إِبْراهِيمَ ، وبارِكْ علَى مُحَمَّدٍ النَّبِيِّ الأُمّيِّ وعلَى آلِ مُحَمَّدٍ وأزواجهِ وذُرّيّتِهِ ، كَمَا باركْتَ علَى إِبْرَاهِيمَ وعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ في العَالَمِينَ إِنَّكَ حمِيدٌ مجيدٌ


[1] Сыддык – правдивейший.

[2] Шам – территория Палестины, Иордании, Сирии, Ливана и части Турции.

[3] Дирhам – серебряная монета.

[4] Садака – милостыня.