История жертвоприношения

Категория: История Ислама Просмотров: 3723

В предверии праздника Курбан Байрам будет актуально вспомнить историю, связанную с ним. Эта история произошла во времена Пророка Ибраhима, мир Ему.

В Священном Кур`ане сказано (Сураh «Асъ-Съаффат», Аяты 99 -111):

وَقَالَ إِنِّي ذَاهِبٌ إِلَى رَبِّي سَيَهْدِينِ *رَبِّ هَبْ لِي مِنَ الصَّالِحِينَ * فَبَشَّرْنَاهُ بِغُلامٍ حَلِيمٍ * فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللهُ مِنَ الصَّابِرِينَ * فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِينِ * وَنَادَيْنَاهُ أَنْ يَا إِبْرَاهِيمُ * قَدْ صَدَّقْتَ الرُّؤْيَا إِنَّا كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ * إِنَّ هَذَا لَهُوَ الْبَلاء الْمُبِينُ * وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ * وَتَرَكْنَا عَلَيْهِ فِي الآخِرِينَ * سَلامٌ عَلَى إِبْرَاهِيمَ *كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ * إِنَّهُ مِنْ عِبَادِنَا الْمُؤْمِنِينَ

В этих Аятах говорится о том, что, когда Пророк Ибраhим, мир Ему, переехал на территорию Шама, чтобы там призывать людей к Исламу и Единобожию, Он попросил Аллаhа даровать Ему благочестивого сына. И тогда Аллаh дал Ему знать, что у Него родится сын — благочестивый, терпеливый и мудрый Исмаиль, мир Ему.

Когда Исмаиль подрос и мог сам о себе позаботиться, Пророк Ибраhим, мир Ему, увидел сон, в котором Ему было велено принести в жертву своего сына Исмаиля. А сон Пророка – это Откровение от Аллаһа, и, проснувшись, Пророк Ибраhим, мир Ему, сразу же, без малейшего колебания, приступил к выполнению Повеления Аллаһа. Ибраhим, мир Ему, позвал Исмаиля, сказав Ему: «Пойдем со мной и принесем жертву ради Аллаhа». Пророк Ибраhим, мир Ему, взял нож и веревку, и они пошли. Когда они дошли до гор, Исмаиль спросил у отца: «Где же курбан?» Пророк Ибраhим, мир Ему, ответил Ему, как и сказано в Кур`ане (Сураh «Асъ-Съаффат», Аяты 102-103):

إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى

Это означает: «О, сын мой, я видел во сне, что приношу в жертву тебя».

Пророк Ибраһим, мир Ему, объяснил Исмаилю, что собирается принести Его в жертву, выполняя то, что Ему повелел Аллаһ, так как Он хотел, чтобы Исмаиль понял все и помог отцу выполнить это Повеление Аллаһа. Тогда Исмаиль сказал своему отцу (Сураh «Асъ-Съаффат», Аят 102):

يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللهُ مِنَ الصَّابِرِينَ

Это означает: «Отец мой. Выполни то, что тебе повелел Аллаh, а я буду терпелив, ин ша` Аллаһ». Этим Исмаиль – благочестивый, благоразумный — показал прекрасный пример поддержки и послушания отцу.

Исмаиль понимал своего отца, что Ему нелегко терять собственного сына. Желая помочь, Он указал Ему на самый быстрый способ, говоря, что означает: «Покрепче свяжи меня, чтобы я не бился. Постарайся, чтобы моя кровь не попала на твою одежду, а иначе моя мать заметит и будет горевать. Пусть нож быстро пройдет по моему горлу, чтобы мне было легче умирать. А когда увидишь маму, то передай ей от меня салям». Пророк Ибраhим, мир Ему, как любящий отец, горько заплакал, обнял и поцеловал своего сына. Он сказал Ему: «Ты для меня – большая помощь в соблюдении Повелений Аллаhа».

В Священном Кур`ане сказано (Сураh «Асъ-Съаффат», Аят 103):

فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِينِ

Это означает: «Пророк Ибраhим с Исмаилем, мир Им, подчинились Повелению Аллаһа. Ибраһим, мир Ему, готовясь принести в жертву своего сына, положил Его набок». Некоторые ученые говорили, что Он хотел положить Исмаиля лицом вниз, чтобы не видеть Его в тот момент.

Когда Пророк Ибраһим, мир Ему, провел по Его горлу ножом, нож не резал. Аллаh не хотел, чтобы это произошло, и нож не резал, потому что нож не создает резание, а это создает только Аллаһ. Нож является только причиной резания, а Аллаh — Создатель и ножа, и резания, то есть и причин, и их последствий. По Воле Аллаhа, нож может не резать, так как причины ничего не создают. Подобно этому, огонь является причиной сжигания. Создатель и огня, и сжигания – Аллаһ, а огонь не создает сжигание. И когда неверующие Пророка Ибраhима, мир Ему, бросили в огонь, он не сжег Его, потому что Аллаһ не хотел, чтобы это произошло.

Сказано в Священном Кур`ане (Сураh «Аз-Зумар», Аят 62):

اللهُ خَالِقُ كُلِّ شَىْءٍ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَىْءٍ وَكِيلٌ

Это означает: «Аллаһ – Создатель всего, и все происходит по Его Воле».

В тот момент, когда Пророк Ибраhим, мир Ему, сделал то, что Ему было велено, но нож не резал, Он услышал голос Ангела (Сураh «Асъ-Съаффат», Аяты 104-105):

أَنْ يَا إِبْرَاهِيمُ * قَدْ صَدَّقْتَ الرُّؤْيَا إِنَّا كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ *

إِنَّ هَذَا لَهُوَ الْبَلاء الْمُبِينُ * وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ

Это означает: «О, Ибраһим! Ты выполнил Повеление Аллаһа, когда Он повелел тебе во сне принести в жертву своего сына». Покорность Пророка Ибраһима была принята Аллаһом, и за это Ему будет великое вознаграждение. Аллаһ дал Ибраһиму, мир Ему, облегчение после такого испытания – Его сын остался живым. Это испытание показало крепкую Веру и богобоязненность Ибраhима, мир Ему. Взамен Исмаиля Ему было спущено из Рая жертвенное животное – большой баран».

Аллаh дал Пророку Ибраhиму, мир Ему, взамен Его сына жертвенное животное – большого белого барана с рогами, который пасся в Раю сорок лет. Пророк Ибраһим, мир Ему, зарезал его в местности Мина.

И так, жертвоприношение — это одно из благих деяний, к которым побудил Пророк Ибраhим, мир Ему. Мудрость этого курбана — возобновить Суннаh Пророка Ибраhима, мир Ему. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал об этом:

سُنَّةُ أَبِيكُمْ ‏‏إِبْرَاهِيمَ

Это означает: «Суннаh (т.е. действия) вашего предка Пророка Ибраhима».

Этот рассказ для размышления, чтобы каждый из нас был богобоязненным в любом состоянии: в горе или в радости, чтоб наше сердце никогда не покидала надежда на Аллаhа Всевышнего. В любых ситуациях мы должны уповать на Создателя и брать пример с великих Посланников, мир Им всем, которые с достоинством перенесли все ниспосланные им испытания. Эта история —  явное доказательство того, что за проявленные терпение и упование верующий получает облегчение и милость от Всевышнего.