Две обязанности при соблюдении Поста

Категория: Актуальные темы Просмотров: 2206

بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على سيدنا محمد طه الأمين و على آله و صحبه الطيبين الطاهرين

Пост месяца Рамадан предписан общине Пророка Мухаммада, мир Ему, как один из важнейших ритуалов. Для того, чтобы данный ритуал был принят, необходимо соблюдать Пост именно так, как повелел Аллаh Всевышний.

Cуществует две обязанности при соблюдении Поста:

1. Намерение (нийят)

Намерение возникает в сердце постящегося. При этом не обязательно говорить о своем намерении вслух. Оно должно возникнуть в сердце человека в любое время в период с вечера, с заходом солнца, и до рассвета дня Поста. И так для каждого дня Рамадана нужно отдельное намерение, даже если он выполняет долг за нарушенный им Пост. Если тот, кто держит Пост, после захода солнца и до того, как приступить к разговению, имел намерение соблюдать Пост следующего дня Рамадана, этого для него вполне достаточно.

В намерении следует определить, является ли это служение Постом Рамадана или назром (торжественный религиозный обет), или искуплением – если даже причина искупления не была определена. По мазhабу имама Шафи‘ий, одного намерения в начале месяца на целый месяц недостаточно. Согласно другим мазhабам – достаточно.

Ученые посчитали, что полным намерением в Рамадане является следующее:

نَوَيْتُصَوْمَغَدٍعَنْأَدَاءِفَرْضِرَمَضَانَهذِهِالسَّنَةِإيمَاناًوَاحْتِسَاباًللهِتَعَالى

Что означает: «Я намерился держать Пост завтрашнего дня Рамадана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллаhа».

По мазhабу имама Малика можно сделать намерение в первую ночь Рамадана держать Пост всего месяца:

نَوَيْتُصِيَامَثَلاثِينَيَوْماًعَنْشَهْرِرَمَضَانَهذِهِالسَّنَة

Что означает:  «Я намерился соблюдать тридцатидневный Пост месяца Рамадан этого года».

А по мазhабу имама Абу Ханифы намерение может быть сделано до полудня дня Поста, если человек после рассвета не сделал ничего, что нарушает Пост.

Однако в случае, если кто-то сделал намерение соблюдать Пост весь месяц, а затем пропустил или нарушил хотя бы один день Поста, то ему необходимо на каждый день делать отдельное намерение.

Женщина, у которой вечером прекратилась менструация или период послеродового выделения, может сделать намерение о соблюдении Поста следующего дня Рамадана, даже если она еще не выполнила аль-гусль (большое ритуальное омовение).

Принятие пищи и воды, а также половые отношения после намерения, не нарушают его, если все это происходило до начала рассвета.

Тот, кто ночью лег спать, не сделав намерения, и встал после рассвета, обязан отказаться от всего, что нарушает Поcт, но этот день остается за ним как долг. Если соблюдать необязательный Пост в соответствии с Сунной, то намерение может быть принято и позже этого времени, до времени зенита, но при этом необходимо, чтобы до намерения человек абсолютно ничего не ел и не пил.

2. Отказ от всего, что нарушает Пост.

Пост нарушают:

1) Принятие постящимся пищи или питья, а также всего, что имеет объем (даже незначительный) и может попасть в организм через любое открытое отверстие, такие как рот, нос (например, курение), в том числе и через передний и задний проход. Если человек, забыв, что он соблюдает Пост, выпил что-нибудь или поел (даже в больших количествах), но сделал это несознательно, то его Пост не нарушается. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее: «Кто при соблюдении Поста, забыв о нем, ел или пил, пусть продолжит свой Пост: Аллаh даровал ему еду и питье». Передал Хадис Аль-Бухарий.

2) Вызывание постящимся рвоты при помощи пальца или какого-либо предмета, даже если при этом ничего не попало обратно вовнутрь, нарушает его Пост. Если же рвота произошла независимо от воли человека, и при этом он ничего не проглотил, его Пост не нарушается. Но в этом случае он обязан освободить рот от нечистой слюны. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, что означает: «Пост того, кого во время соблюдения Поста вырвало не по его воле, сохраняется, и за ним нет долга, а тот, кто вызвал у себя рвоту, обязан возместить долг за пропущенный день Поста». Это изречение передал Имам Аль-Хаким.

3) Совершение полового акта, а также вызывание семяизвержения является причиной нарушения Поста. В случае, если семяизвержение произошло вследствие наблюдения за чем-либо запретным, а также в результате мысленного самовозбуждения, Пост не нарушается.

Замечание: перечисленное в трех пунктах выше нарушает Пост, если постящийся знает о том, что это запрещено, помнит, что он держит Пост и делал это по своей воле.

А также нарушает Пост: потеря сознания на весь день, потеря разума (хотя бы на мгновение), а также ар-ридда.