Центральное духовное управление мусульман - Таврический муфтият - Что сказано в 4-х школах об определении начала месяца Рамадан?

Что сказано в 4-х школах об определении начала месяца Рамадан?

Мусульманские ученые четырех мазhабов единодушны в том, что начало лунного месяца по Шари‘ату определяется только путем наблюдения. Приведем вырезки из их книг по этому поводу:

  • Ученые мазhаба имама Аш-Шафи‘ий

В книге «Асналь-маталиб шарх рауд ат-талиб» (том 1, стр. 410, издательство «Аль-Мактабаh Аль-Ислямийяh») шейха Закарийя Аль-Ансарий (умершего в 925 г.h.) по школе имама Аш-Шафи‘ий сказано:

و لا عبرة بالمنجم "أي بقوله" فلا يجب به الصَّوْم و لا يجوز

Это означает: «Не берется во внимание слова звездочетов и астрономов, то есть соблюдение Поста не является обязательным и не дозволено на основании их слов».

А в ответ тем, кто ссылается на 16 Аят Суры «Ан-Нахль», в котором сказано о том, что пользуются звездами(но в этом Аяте речь не идет об определении новолуния),  ученый объяснил:

و المراد بآية: (وَبِالنَّجْمِ هُمْ يَهْتَدُونَ) (سورة النحل/16) الاهتداء في أدلة القبْلَة و في السَّفّر

Это означает, что в этом Аяте говорится о том, что звезды используются для определения направления Кыблаh, а также, чтобы определять курс при путешествии.

Ученые мазhаба имама Абу Ханифаh

Факыh ханафитской школы имам Ибн ‘Абидин (умерший в 1252 году hиджры) в объяснении книги «Ад-Дурр Аль-Мухтар», которая является одной из известнейших книг самых авторитетных ученых по школе имама Абу Ханифаh (том 3, страница 354, издательство «Даруль-Кутуби Аль-‘Ильмийяh) в разделе «Ас-Саум» (Пост) сказал:

لا عبرة بقول المؤقتين أي في وجوب الصوم على الناس بل في "المعراج" لا يعتبر قولهم بالإجماع و لا يجوز للمنجم أن يعمل بحساب نفْسه

Это означает: «Обязанность соблюдения Поста не основывается на словах тех, кто занимается расчетами, даже для определения даты ночи Аль-Ми‘радж. И в этом есть единодушное заключение мусульманских ученых. И даже им самим нельзя соблюдать на основе своих же расчетов».

Ученые мазhаба имама Ахмада ибн Аль-Ханбаль

Имам Аль-Буhутий Аль-Ханбалий (умерший в 1051 г.h.) в книге «Кашшаф аль-кана‘» )том 2, стр. 302, издательство «Даруль-фикр») сказал:

وإن نواه أي صوم يوم الثلاثين من شعبان بلا مستند شرعيّ من رؤية هلاله أو إكمال شعبان أو حيلولة غيم أ و قتر ونحوه كأن صامه لحساب ونجوم ولو كثرت إصابتهما أو مع صحو فبان منه لم يجزئه صومه لعدم استناده لما يعوّل عليه شرعًا

Это означает: «Даже, если намерился соблюдать Пост в тридцатый день месяца Ша‘бан без основания по Шари‘ату, которым является видение новолуния (Рамадана) или завершие месяца Ша‘бан тридцатым днем из-за облаков и тому подобное; как, например, соблюдал Пост на основе расчета или положения звезд, даже если часто происходило совпадение с определением по наблюдению, и на ясном небе появилась новая луна (произошло совпадение), то его Пост не является действительным. Так как не обоснован на религиозном правиле по Шари‘ату».

Ученые мазhаба имама Малика

В книге «Ад-дурр ас-самин уаль-маурид аль-му‘ин» шейха Абу ‘Абдуллаhа Мухаммада ибн Ахмад Маййараh Аль-Маликий (умершего в 1072 году hиджры) (издательство «Даруль-Фикр») на стр. 327 сказано следующее:

فرع: قال الشِّهاب القرافي (المتوفى سنة 684ها) عن سند (المتوفى سنة 541 ها) و لو كان إمام يرى الحساب فأثبت به الهلال لم يتبع لإجماع السلف على خلافه

Это означает: «Аш-Шиhаб Аль-Курафий (умерший в 684 г.h.) передал от Синд (умершего в 541 г.h.) следующее: «Даже если правитель определил начало месяца, основываясь на расчетах, нельзя следовать его решению, так как это противоречит единодушному заключению теологов саляфитов (ученые первых трех столетий после Пророк Мухаммада )».

Примечание: Если есть иджма' по какому-то вопросу в Шари'ате никто не имеет права давать заключение противоречивое этому иджма', а если дает - это признак невежества.