Акъикъий достлукъ

Категория: Новости Просмотров: 1822

ٱلْحَمْدُ للهِ الْوَاحِدِ الْأَحَد الْفَرْدِ الصَّمَدِ الَّذِي لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَد. وَٱلصَّلاةُ وَٱلسَّلامُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ ٱلصَّادِقِ ٱلْوَعْدِ ٱلأَمِينِ، وَعَلَى إِخْوَانِهِ ٱلنَّبِيِّينَ وَٱلْمُرْسَلِينَ. وَرَضِيَ ٱللَّهُ عَنْ أُمَّهَاتِ ٱلْمُؤْمِنِينَ، وَءَالِ ٱلْبَيْتِ ٱلطَّاهِرِينَ، وَعَنِ ٱلْخُلَفَاءِ ٱلرَّاشِدِينَ أَبِي بَكْرٍ وَعُمَرَ وَعُثْمَانَ وَعَلِيٍّ، وَعَنِ ٱلأَئِمَّةِ ٱلْمُهْتَدِينَ أَبِي حَنِيفَةَ وَمَالِكٍ وَٱلشَّافِعِيِّ وَأَحْمَدَ، وَعَنِ ٱلأَوْلِيَاءِ وَٱلصَّالِحِينَ، أَمَّا بَعْدُ، عِبَادَ ٱللَّهِ فَإِنِّي أُوصِيكُمْ وَنَفْسِي بِتَقْوَى ٱللَّهِ ٱلْعَلِيِّ ٱلْعَظِيمِ. يَقُولُ رَبُّنَا عَزَّ وَجَلَّ:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ﴾ 

Аллаhкъа хамд олсун. О Озь Рахмети иле энъ яхшы къулларына айры бир хайыр багъышлады ве оларгъа буюк имкян ве кучь берди. Аллаh оларны бирлештирип, яманлыкътан юреклерини пак этип, бу дюньяда ве Ахиретте къардаш япты.

Хвала Аллаhу, Который Своей милостью одарил лучших своих рабов особыми благами, дал им большие возможности и силы. А также Аллаh объединил их сердца и их отношения стали поистине братскими. Всевышний очистил их сердца от злобы и тогда они уже в этом мире стали настоящими верными друзьями, истинными приятелями. И на Том Свете они будут близкими товарищами и собратьями.

Юдже Аллаhкъа хамд олсун! Онъа тенъ ве ошагъан ич бир шей екъ. Аллаh кяинатны ич бирисининъ ярдымгъа мухтадж олмадан Озь Къудрети иле яратты. Эбедий Яратыджыгъа хамд олсун, О къусурсыз, сынъырсыз, акъылнен тасавур этильмеген, тараф ве мекян яратылмаздан эвель бар эди. Аллаhкъа ич бир шей ошамай, О эр шейни эшите ве коре.

Хвала Аллаhу Всевышнему. Хвала Аллаhу, равного Которому нет и нет ничего подобного Ему, Который создал вселенную по Своему могуществу без чьей-либо помощи, Существующий до того, как были созданы направления и место, и абсолютно не имеющий недостатков, не имеющий границ и пределов, непостижимый разумом, не воображаемый умом! Нет ничего подобного Ему, Он Всеслышащий и Всевидящий.

Ресуллерден ве Пейгъамберлерден энъ улу, шерефли олгъан Мухаммад ‘алейhиссалям ‘Абдуллаhнынъ огълуна салят ве селям олсун. Ве эписи Онынъ несилине ве сахабелерине де селямлар олсун. Эм де башкъа бутюн Пейгъамберлерге салят ве селям олсун.

Обращаемся к Аллаhу даровать еще больше благословения, величия и почета нашему Пророку, а также всем Его братьям по Вере – Пророкам и Посланникам от Адама до Мухаммада, мир Им всем, а также приветствуем всех их благочестивых родственников и сподвижников и последователей.

Екяне Яратыджыгъа такъвалы ве итаатлы олмагъа эр кесни давет этемиз. Эр вакъыт Шари‘атны кутьмек ве Ахирет кунюне азырланмакъ керек. Шу куню акъикъий итикъады олмагъан инсанларгъа мал, пара ве балалары ярдым этип оламазлар.

Рабы Аллаhа! Советую вам и себе быть богобоязненными, покорными Аллаhу Всевышнему, жить и действовать согласно Шари‘ату, готовя себя к величайшему Дню, к Дню, когда не принесут пользу ни имущество, ни деньги, ни дети тем, кто не имел правильного, истинного убеждения.

Шеhадет этем, Аллаhтан башкъа Иляh екъ, Онынъ ортагъы екъ. Аллаh ич кимсеге ве ич бир шейге мухтадж дегиль.

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаhа, у Которого нет соучастников, Который не подобен ни кому и ничему и нет подобного Ему, нет равного Ему и нет соперника у Него.

Эм де шеhадет этем ки, Пейгъамбер Мухаммад, ʻалейhиссалям Аллаhнынъ къулу ве эльчиси, эм де о бутюн яратылгъанлардан энъ яхшысыдыр, энъ севимли ве улу Пейгъамбердир. О биз ичюн нумюнедир ве о мукеммель адамдыр.

И я свидетельствую, что Пророк Мухаммад – раб Аллаhа и Его Посланник, лучший из всех созданных, самый любимый и самый великий Пророк. Он наш пример для подражания, Он совершенный человек.

Сайгъылы мусульманлар! Юдже Аллаh буюрды, манасы: «Къыямет куню достлар бири-бирине душман оладжакълар, истисна оларакъ такъвалы инсанлардыр.»

Дорогие мусульмане! Аллаh Всевышний сказал:

﴿الْأَخِلَّاءُ يَوْمَئِذٍ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ إِلَّا الْمُتَّقِينَ﴾

Это означает: «В День Суда друзья станут друг для друга врагами, за исключением богобоязненных».

Юдже Аллаh бу Аетте бизге бильдире ки, ким бу дюньяда дост эди, бири-бирини севе эдилер ве берабер олдылар, олар Ахиретте денъиширлер, яни бири-бирини нефрет этип, душман олурлар. Чюнки Къыямет куню дешетли олгъаны ичюн пек къоркъаджакълар. Бу инсанлар бири-бирине дост эдилер, амма Ахиретте бу достлукъ садыкъ олмагъаны анълашыладжакъ.

Аллаh Всевышний дал нам знать в этом Аяте, что те, кто в этом мире были друзьями, любили друг друга и были вместе, они изменятся на Том Свете (станут наоборот ненавидеть) и перевоплотятся во врагов (станут врагами). Это из-за ужасов, которые постигнут их в День Суда, они будут испытывать сильный страх в Тот День.

Те, кто были друзьями в этом мире, на Том Свете станут враждовать между собой, они будут ненавидеть друг друга (между ними возникнет ненависть), ведь их дружба была неискренней, и тогда он увидит, поймет, что вред как раз был ему от его друга.

Ахиретте тек такъвалы достлар акъикъий дост къаладжакълар ве оларнынъ достане мунасебетлери девам этеджек. Эм де олар бири-бирине файда кетирелер. Аллаhнынъ эмирлерини ерине кетиргенлер ве гуняхтан къачынгъанлар такъвалыдыр. Олар достане мунасебетлерини Шариʻаткъа коре къуралар ве бири-бирине Аллаh разы олгъан шейлерини япмагъа ярдым этелер, я да къыйынлыкъта ярдым къолуны узаталар. Ве къаршылыгъыны ич беклемейлер.

Все это кроме богобоязненных друзей, так как на Том Свете их близкие отношения не прекратятся, они продолжат оставаться друзьями. Они получают пользу друг от друга.

Богобоязненные это те, кто соблюдал свои обязанности по отношению к Аллаhу (соблюдал Закон Божий). А также не нарушал права рабов Аллаhа. А это происходит путем соблюдения повелений Аллаhа и, избегая совершения грехов, то есть, не переходя границы дозволенного. Строя правильные взаимоотношения с другими, в соответствии с Шари‘атом. Вот это и есть те люди, которые по-настоящему доброжелательны, порядочны, помогают друг другу делать то, что одобрено Аллаhом. Они собираются вместе, чтобы быть покорными Богу, соблюдать вместе, делать вместе добро. Они расстаются тоже ради Аллаhа, будучи покорными Единому Творцу. 

Оларнынъ арасында алчакълыкъ, яланджылыкъ ве хаинлик ёкътыр. Олар бири-бирини яманлыкъкъа тартмайлар. Оларны Аллаh севгиси бирлештире ве олар бири-бирини Аллаh ризасы ичюн акъикъий достлукъ иле севелер. Бойле достлукъ мусульманлар арасында ола.

У них нет подлости, они не обманывают, и не предают друг друга. И не ведут друг друга к заблуждениям и плохим новшествам, не тянут к совершению греха, разврату, бесчинству и нечестивости.

Их объединяет любовь к Аллаhу, любовь к покорности Единому Творцу.

И между ними истинно братская любовь ради Аллаhа. Это есть искренние отношения, чистые бескорыстные взаимоотношения друг к другу. Поистине, это есть дружеские отношения между верующими.

Пейгъамбер Мухаммад, ʻалейhиссалям Хадисте бойле деди, манасы: «Эгер сизден бириси мусульман къардашыны достлукъ севгисинен севсе, бу акъкъында онъа айтсын».

Пророка Мухаммада, мир Ему в Хадисе переданным имамом Ат-Тирмизий, сказал:

إِذَا أَحَبَّ أَحَدُكُمْ أَخَاهُ فَلْيُعْلِمْهُ

Это означает: «Если кто-то из вас любит своего верующего брата, пусть сообщит ему об этом».

Эгер досту гунях япса, башкъасы сусмасын ве достуны беляда къалдырмайып, янълышыны догъуртып, къуртарсын. Тек бойле этип, биз дин къардашымызгъа ярдым этермиз ве озюмиз де хайыр япармыз.

И если друг совершил грех, то нам нельзя молчать, нельзя оставлять его в беде. Настоящий друг исправит своего друга, запретит ему совершать грех, удержит его от грехопадения, спасет его от духовного упадка. Именно таким образом мы можем помочь своему верующему брату, это и есть участие в совершении благодеяния.

Пейгъамбер Мухаммад, ʻалейhиссалямдан сорагъанда: «Эй, Аллаhнынъ Ресули, биз кимнен мунасебетте олайыкъ?» Яни кимнен даа чокъ вакъытымызны кечирейик? Кимнен дост олайыкъ? Пейгъамбер Мухаммад, ʻалейhиссалям бойле деди, манасы: «Ким сизге озь къыяфетинен Аллаhкъа иман эткенини, такъвалыкъны хатырлата, кимнинъ сезлери сизинъ диний бильгилеринъизни арттыра ве ким озь амеллеринен сизге Къыямет кунюни хатырлата.» Яни олар келеджек дюньягъа насыл азырлангъанларыны корип, нумюне ала.

Абу Я‘ля и ‘Абду ибн Хумайд передали от Ибн ‘Аббаса, да будет им милость Аллаhа, Хадис Пророка Мухаммада, мир Ему, что когда обратились к Пророку: «О, Посланник Аллаhа, с кем нам лучше общаться?» То есть с кем проводить больше времени? С кем дружить? На что Пророк, мир Ему, ответил:

"مَنْ ذَكَّرَكُمْ بِاللَّهِ رُؤْيتَهُ، وَزَادَ فِي عِلْمِكُمْ مَنْطِقَهُ، وَذَكَّرَكُمْ بِالآخِرَةِ عَمَلُهُ"

Это означает: «С теми, кто напоминает вам своим видом о Вере в Аллаhа, о богобоязненности, с теми, чьи слова пополняют ваши религиозные знания, а также с теми, чьи действия напоминают вам о Судном Дне». То есть, видя, как они готовятся к следующей жизни, человек берет пример.

Сайгъылы мусульманлар! Озюнъизге бойле киби инсанлардан дост къыдырынъыз. Эгер сиз итаатлы инсанлар арасында олсанъыз, бу сизге Аллаhкъа даа итаатлы олмагъа ярдым этер. Ве аксине, эгер сиз гуняхкярлар арасында олсанъыз, бу сизни гунях япмагъа итерир. Пейгъамбер Мухаммад, ʻалейhиссалям айтты, манасы: «Адам озь достларындан нумюне ала, онынъ ичюн эр кес бакъсын, кимнен о достлаша.»

Дорогие мусульмане! Ищите себе друзей именно среди таких людей! И это потому, что больше всего поможет вам быть покорными Аллаhу, если вы находитесь среди покорных людей. И наоборот, больше всего вас будет толкать к совершению грехов, если вы находитесь среди грешников. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

"الْمَرْءُ عَلَى دِينِ خَلِيلِهِ، فَلْيَنْظُرْ أَحَدُكُمْ مَنْ يُخَالِلْ"

Это означает: «Человек берет пример со своих друзей, поэтому пусть каждый смотрит, с кем он дружит».

Имам Малик деди, манасы: «Гуняхкярдан достлашма, о сени гунях япмагъа огретмесин деп.»

Имам Малик сказал:

"لَا تَصْحَبْ فَاجِرًا لِئَلَّا تَتَعَلَّمَ مِنْ فُجُورِهِ"

Это означает: «Не дружи с нечестивым грешником, чтобы не научиться у него совершению грехов».

Ибн Рушд айтты, манасы: «Такъвалы ве диндар инсанларнен достлаш, ишанмагъа ляйыкъ олмагъан инсанларнен дост олма. Керчектен де, инсан Ахиретте бу дюньяда севген инсанларнен берабер оладжакъ».

Ибн Рушд сказал:

"لَا يَنْبَغِي أَنْ يُصْحَبَ إِلَّا مَنْ يُقْتَدَى بِهِ في دِينِهِ وَخَيْرِهِ، لِأَنَّ قَرِينَ السُّوءِ يُرْدِي.

فَإِيَّاكَ أَنْ تُصَاحِبَ مَنْ لَا تَثِقُ بِهِ وَبِأَمَانَتِهِ وَتَعْرِفُ صَلَاحَهُ وَتَقْوَاهُ، فَإِنَّ الْمَرْءَ يَكُونُ في الْآخِرَةِ مَعَ مَنْ أَحَبَّ"

Это означает: «Не дружите ни с кем, кроме тех, кто является примером религиозности и благочестия. Так как близость со злом губительна. Ни в коем случае не дружи с теми, кто не заслуживает доверия! Если ты не знаешь, предаст он тебя или нет, благочестивый он или нет, богобоязненный или нет. Воистину человек на Том Свете будет с теми, кого он любил в этом бренном мире».

Акъикъий достнынъ чизгилери: 1) дост акъыллы олсун; 2) эдепли олсун; 3) гуняхкяр олмасын; 4) динимизге къаршы олгъан янъылыкъларны уйдурмасын; 5) бу дюньяны пек севгенлерден олмасын.

Вот пять качеств настоящего друга, которые влияют на его товарищей: 1- чтобы друг был разумным, 2- чтобы он был культурным, 3 - чтобы он не был грешником, 4 - не выдумывал не одобренные нашей Религией новшества (бид‘а), и 5 - чтобы он не был страстно любящим этот бренный мир.

Акъыллыкъ – бу буюк хазинедир. Джаиль инсандан дост олмаз, чюнки о санъа ярдым этмеге истесе де, эп бир зарар кетирер.

Благоразумие – это большой капитал! И нет блага от дружбы с глупцами. Так как даже если он захочет тебе помочь, принести пользу, все равно навредит.

Эдеп – бу керек олгъан чизгидир. Чюнки эгер инсан акъыллы олса биле, амма о эдепсиз олса ве олмайджакъ шейлерге алданса, бу да ярамайдыр. Онынъ ичюн эдепсиз инсандан дост олмаз. Буюк гунях япкъан инсан намуссыздыр. Керчектен де, о Аллаhтан къоркъмай ве бойле инсангъа ишанч екъ. Бойле инсанларнен дост олмаз.

Культура – это необходимое качество друга. Так как даже если человек разумный, не глупый, может охватить его гнев или страсть, он может пойти на поводу этого, подчиниться чувствам. Поэтому нет блага от некультурного друга. А человек, совершающий большие грехи, нечестив. Воистину, он не боится Аллаhа. А тот, кто не боится Аллаhа – нет ему доверия и нет уверенности в том, что от него не будет беды и что он не причинит зла.

Эгер инсан динимизге къаршы олгъан янъылыкъларны (бид‘атларны) уйдурса, ондан садыкъ дост олмаз. Чюнки бойле шейлер янълышлыкъкъа кетире.

А если человек выдумывает не одобренные нашей Религией новшества (бид‘а), то он не может быть достоверным другом, так как это приводит к заблуждениям.

Кимерде бир досткъа маддий ярдым керек ола. Эгер имкян олса, озь вазиетине коре досткъа маддий ярдым эт. Достнынъ акъкъы пек муимдир. Онынъ ичюн досткъа ярдым керек олса, о бизден ярдым сорамаздан эвель къолумыздан кельгени къадар ярдым этмелидир.

Из того, что необходимо в дружбе – это материальная поддержка друга, помощь имуществом, богатством, деньгами. Когда друг оказался в нужде, то нужно помочь ему тем, что по силам, насколько это возможно.

Права друга очень важны для нас. Поэтому когда он нуждается, то нужно помочь ему своими руками, своими силами. И сделать это до того, как он сам попросит о помощи. Не вынуждая его обращаться к вам за помощью.

Энъ яхшысы – эгер инсан достунынъ алыны озюнден даа чокъ къасевет этсе. Бу акъта бизге саляфилер нумюнедир. Базы саляфитлер достунынъ вефатындан сонъ къыркъ йыл девамында къорантасындан багъ тутып, ярдым эттилер. Акъикъий дост аркъардашнынъ сырыны айтмай. Эм де онынъ къусурларыны башкъаларгъа сёйлемей.

И самая высокая степень – это когда человек считает, что нужды его брата более приоритетны, чем его собственные. То есть он больше печется о нуждах своего верующего брата, чем о своих собственных. Примером этого являются действия некоторых саляфитов (настоящих саляфитов – мусульман живших в первые 3 века со времени Пророка, мир Ему), которые даже после смерти своего друга в течение 40 лет поддерживали отношения с его детьми, помогая им.

А также в дружеские отношения относится сохранение секретов друга, не рассказывая о его недостатках как в его присутствии, а также за его спиной. Также необходимо воздерживаться от передачи слов других людей о нем, которые бы его огорчали.

Эм де достунен лаф эткенде, къавгъа, дава этмейип, сёзюни больмейип, оны сабыр ве дикъкъатнен динълемели. Онъа адынен (лагъап уйдырмайып) ве керекли киби хитап этмели. Башкъаларгъа онынъ яхшы чизгилерини айтмакъ мумкюн, амма алдатмайып ве къабартмайып.

Также сюда входит терпеливо и внимательно выслушать его, когда он обращается к вам, не перебивать, не спорить и не ссориться с ним. А также само обращение к другу должно быть достойным, нужно обращаться к нему по имени, называя его лучшим образом, корректно. А также полезно говорить другим о его благих качествах без крайностей, преувеличения и лжи.

О сизге яхшылыкъ япкъанда онъа тешеккюр этмеге унутманъыз. Амма онынъ аркъасындан ярамай бир шей айткъанда, оны озюни киби къорчала. Амма онъа тевсие бермеге керек олса, аркъасындан дегиль де озюне незакетнен айтылмалы ве онынъ хаталарыны багъышламалы.

А когда он делает что-то для вас, то нужно поблагодарить его за это в лицо. А когда о нем говорят за его спиной что-то недоброе, то нужно защищать его так же, как мы защищаем самих себя. А если есть необходимость дать ему совет, то делать это нужно вежливо, тактично, корректно, говорить ему лично в лицо, а не за спиной. Нужно прощать его ошибки и упущения.

Аль-Фудайль айтты, манасы: «Къараманлыкъ – бу мусульманлар къардашларынынъ хаталарыны багъышланувдыр.»

Аль-Фудайль сказал:

"الْفُتُوَّةُ الصَّفْحُ عَنْ زَلَّاتِ الْإِخْوَانِ"

Это означает: «Доблесть, героизм – это когда верующие прощают ошибки своих братьев».

Амма эгер бу хата диний суаллернен багълы олса, о заман онъа берильген тевсие мумкюн олгъаны къадар гузель шекильде берильмели. Амма ич бир вакъыт оны бу алда къалдырма, оны догъуртып, онъа догъру ёлуны косьтерип, яхшы тевсие бермели.

А если его ошибка была связана с религиозными вопросами, то нужно давать ему совет предельно аккуратно, насколько это возможно. Но, ни в коем случае нельзя оставить его в таком положении, нужно исправить его и дать ему добрый совет.

Оны чокъ тенбилеменъиз, чюнки ойле ола билир ки, о сизинъ тевсиенъизни къабул этмез. Достнынъ сойларынен ве якъынларынен яхшы мунасебетте олмалы, достнынъ олюминден сонъ биле. Достунъызны къорчаланъыз, онъа озь проблемаларынъызны юклеменъиз, сыкъ ярдым истеменъиз, о озь проблемаларыны да чезе бильсин.

Не делайте ему много замечаний, так как это может привести к тому, что он вообще перестанет их воспринимать. Также нам нужно поддерживать добрые отношения с родственниками и близкими наших друзей, даже после их смерти. Нужно беречь наших друзей, не нагружать их нашими проблемами, не просить постоянно о помощи, чтобы они могли решать  свои.

Достунъызнен биринджи селямлашмагъа тырышынъыз, оны «Ассаляму ‘аляйкум» сезлернен къаршыланъыз. Оны озь аранъызгъа отуртмагъа тырышынъыз. О киргенде оны къаршыланъыз ве о кеткенде оны озгъарынъыз. Яни озюнъизге насыл мунасебетте олгъаныны истесенъиз, башкъаларгъа да ойле мунасебетте олунъыз. Ондан къолайсыз олгъан суаллерини сораманъыз, джевабыны бергенде этрафтакилерден онъайтсыз алгъа тюшмесин.

Старайтесь первыми приветствовать друга, пришедшего к вам словами «Ассаляму ‘аляйкум». Старайтесь усадить его в вашем кругу, среди собравшихся, дав ему место, расширив круг друзей. Старайтесь выйти к нему навстречу, когда он вошел, а когда он  хочет уйти, то проводите его, встав со своего места. В общем, поступайте с ним так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами. Воздерживайтесь задавать ему такие вопросы, на которые ему было бы неудобно отвечать перед окружающими.

Аркъардашларынъыз акъкъында яхшы тюшюнджелеринъиз олсун, олардан исбатсыз шубеленменъиз. Онынъ арекетлерини корип, мумкюн олгъаны къадар яхшы тарафтан тюшюнмели, оны акъламалы, бельки о озь джесине яхшы япты.

Необходимо иметь хорошее мнение о своих братьях, не подозревать их без основания. Видя его действия, думать о нем с лучшей стороны, насколько это возможно найти ему оправдание, почему он поступил именно так, может он делал это правильно.

Пейгъамбер Мухаммад, ʻалейhиссалям айтты, манасы: «Тахминден мукъайт олунъыз, акъикъатен, тахмин этмек бу яландыр.»

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

"إِيَّاكُمْ وَالظَّنَّ، فَإِنَّ الظَّنَّ أَكْذَبُ الْحَدِيثِ"

Это означает: «Остерегайтесь предположений, воистину, предположения самая лживая речь».

Ибн Аль-Мубарак деди, манасы: «Мумин амеллерини акъламагъа тырыша, амма мунафыкъ хаталарыны ве яманлыкъны къыдыра.»

Ибн Аль-Мубарак сказал:

"الْمُؤْمِنُ يَطْلُبُ الْمَعَاذِيرَ، وَالْمُنَافِقُ يَطْلُبُ الزَّلَّاتِ"

Это означает, что верующий ищет то, что оправдывает действия, а лицемер ищет ошибки, промахи и упущения.

Сайгъылы мусульманлар! Вакъытыны такъвалы инсанлар арасында кечирмеге тырышынъыз. Чюнки бу бизим иманымызны къорчалар эм де ибадетлеримизни ве итаатымызны къавийлештирир.

Дорогие мусульмане! Старайтесь больше времени проводить в обществе богобоязненных людей, так как в этом есть сохранение Веры, укрепление ее и улучшение соблюдения повелений Всевышнего.

Пейгъамбер Мухаммад, ʻалейhиссалям деди, манасы: «Энъ яхшысы мусульманларнен дост олмакъ ве такъвалы инсанларны сыйламакъ».

Об этом Пророк Мухаммад,  мир Ему, сказал:

"لَا تُصَاحِبْ إِلَّا مُؤْمِنًا وَلَا يَأْكُلْ طَعَامَكَ إِلَّا تَقِيٌّ"

Это означает, что лучше общаться с верующими и кормить богобоязненных людей.

Аллаh бизге Шариʻат боюнджа мунасебетлеримизни къурып, акъикъий ве садыкъ дост олмагъа насип этсин. Хайыр амеллеримизни япмакъ ичюн Аллаh бизни бирлештирсин ве хидаеттен шашырмасын, гуняхтан къорусын эм де бизим диний бильгилеримизни арттырсын деп, Аллаhкъа дуʻа этемиз.

Просим Аллаhа даровать нам быть искренними преданными друзьями, которые строят взаимоотношения ради Аллаhа. Чтобы мы объединялись для добрых дел, поклонения Аллаhу. Просим Аллаhа укрепить нас на пути истины, увеличить наши религиозные знания и сохранить нас от заблуждений и грехов.

هَذَا وَأَسْتَغْفِرُ اللَّهَ لِي وَلَكُمْ.