Пророк Мухаммад, мир Ему, ясно указал нам на метод определения начала лунных месяцев, и существует единогласное подтверждение тому, что начало лунного месяца по Шари‘ату определяется только путем наблюдения. В этом вопросе единогласны и теологи Ислама. В данной статье приведем высказывания ученых четырех мазhабов (школ) по вопросу наступления нового лунного месяца.
Мазhаб Абу Ханифаh:
Имам Ибн ‘Абидин (ум. в 1252 г.h.) в объяснении книги «Ад-Дурр Аль-Мухтар», которое является одной из известнейших работ среди самых авторитетных ученых школы Имама Абу Ханифаh (том 3, стр. 354, издательство «Дару-ль-Кутуби-ль-‘ильмийя»), в разделе «Асъ-Съаум» («Пост») написал:
قَوْلُهُ: وَلَا عِبْرَةَ بِقَوْلِ الْمُؤَقَّتَيْنِ
أَيْ فِي وُجُوبِ الصَّوْمِ عَلَى النَّاسِ بَلْ فِي الْمِعْرَاجِ لَا يُعْتَبَرُ قَوْلُهُمْ بِالْإِجْمَاعِ
وَوَجْهُ مَا قُلْنَاهُ أَنَّ الشَّارِعَ لَمْ يَعْتَمِدْ الْحِسَابَ بَلْ أَلْغَاهُ بِالْكُلِّيَّةِ (أي في وجوب الصوم) بِقَوْلِهِ "نَحْنُ أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لَا نَكْتُبُ وَلَا نَحْسِبُ الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا
Значение: «Обязанность соблюдения Поста не основывается на словах тех, кто занимается расчетами даже в определении ночи “Аль-Ми‘радж” и это согласно единогласному заключению ученых. Причина этого в том, что согласно Шари‘ату не основывается на расчетах, а полностью исключают их (в определении начала Поста) и это согласно Хадису (значение): «Мы народ, который не живет по подсчетам, предположениям. Мы не записываем и не подсчитываем. Месяц бывает и таким (состоящим из 29-ти дней), и таким (то есть состоящим из 30-ти дней)».
Мазhаб Аш-Шафи‘ий:
В книге «Асна-ль-маталиб шарх Рауд-ат-талиб» («Объяснение книги «Рауд ат-талиб») Шейха Закарийя Аль-Ансарий (ум. в 925 г.h.) по школе Имама Аш-Шафи‘ий сказано (том 1, стр. 410, издательство «Аль-Мактаба Аль-Ислямийяh»):
Значение: «При определении начала Поста не берутся во внимание слова звездочетов и астрономов, и в этом случае Пост не становится обязательным, и он не будет принят Богом. А тем, кто ссылается на Аят (Сураh «Ан-Нахль», Аят 16): (وَبِالنَّجْمِ هُمْ يَهْتَدُونَ), ответим, что в нем речь идет о том, что люди наблюдают за звездами для определения направления во время Намаза и курса в путешествии» (то есть в этом Аяте речь не идет об определении новолуния).
Значение: «Аль-Баджи сказал: «И была на этом Иджма‘ [единогласие] праведных предшественников (ас-саляф ас-салихь) доводом против них (тех, кто полагается на расчеты для определения начала месяца Поста)».
Мазhаб Маликий:
В книге «Ад-Дурр ас-самин уа-ль-маурид аль-му‘ин» Шейх Абу ‘Абдуллаh Ибн Ахмад Майяраh Аль-Маликий [ум. в 1072 г.h., т.е. 360 лет тому назад], сказал:
В книге «Кашшафу-ль-Къина‘» (том 2, стр. 302) Шейх Аль-Буhутий Аль-Хьанбалий написал: