Правила соблюдения Поста месяца Рамадан

Категория: Пост Просмотров: 6622

Существуют два следующих предписания Поста (то есть обязанности) – это: 

1) Намерение (нийят)
2) Отказ (воздержание) от всего, что нарушает Пост

НАМЕРЕНИЕ 

Его место в сердце того, кто решил соблюдать Пост. Ему необязательно говорить о своем намерении вслух. Необходимо сделать намерение ночью, то есть в период времени от полного захода солнца и до начала рассвета дня Поста, в любое время этого периода. Для каждого дня Рамадана нужно сделать отдельное намерение сердцем с ночи до рассвета, а также, если он выполняет долг за нарушенный им Пост. Например, если даже человек, соблюдавший Пост, после захода солнца сделал намерение соблюдать Пост следующего дня Рамадъана до того, как разговеться, а затем не повторил своего намерения, этого достаточно для соблюдения Поста .

В намерении необходимо определить какой Пост решил соблюдать, например, это соблюдение Поста Рамадъана или Пост-назр (торжественный обет), или Пост-искупление (даже если при этом не определил причину искупления).

Ученые посчитали, что полным намерением в Рамадъане является следующее:

نَوَيْتُ صَوْمَ غَدٍ عَنْ أَدَاءِ فَرْضِ رَمَضَانِ هذِهِ السَّنَةِ إيمَاناً وَاحْتِسَاباً للهِ تَعَالى

Это означает: «Я намерился держать Пост завтрашнего дня Рамадъана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллаhа».

Если человек делает намерение держать Пост на целый месяц, то ему следует сделать намерение в первую ночь Рамадъана:

نَوَيْتُ صِيَامَ ثَلاثِينَ يَوْماً عَنْ شَهْرِ رَمَضَانَ هذِهِ السَّنَةِ

Это означает: «Я намерился соблюдать тридцатидневный Пост месяца Рамадъан этого года».

Женщина, у которой вечером прекратилась менструация или период послеродового выделения, обязана сделать намерение о соблюдении Поста следующего дня Рамадъана, даже если она еще не выполнила аль-гусуль [1].

Принятие пищи и воды, а также половые отношения после намерения, не нарушают его, если все это происходило до начала рассвета.

Тот, кто ночью лег спать, не сделав намерения, и встал после рассвета, обязан отказаться от всех видов разговенья, но этот день остается за ним как долг. Если соблюдать необязательный Пост в соответствии с Сунной, то намерение может быть принято и позже этого времени, до времени зенита, но при этом необходимо, чтобы до намерения человек абсолютно ничего не ел и не пил.

По школе имама Абу Ханифа обязательный Пост также принимается, если намерение было сделано до полудня [2], но при этом также необходимо, чтобы до намерения человек абсолютно ничего не ел и не пил.

Женщина, у которой вечером перед днем Поста прекратилась менструация или период послеродовых выделений, обязана намериться соблюдать Пост следующего дня Рамадъана, даже если она еще не сделала гусль.

Принятие пищи и питья, сон, а также половые отношения после того, как человек сделал намерение, не нарушают его, если все это происходило до начала рассвета.

Кто проспал ночь, не сделав намерения, и проснулся только после начала рассвета, тот обязан отказаться от всего, что нарушает Пост, но этот день остается ему долгом.

ОТКАЗ ОТ ВСЕГО, ЧТО НАРУШАЕТ ПОСТ

В течение дня от начала рассвета до полного захода солнца нужно воздерживаться от всех видов разговения. То есть, чтобы не попало внутрь в желудок и мозг ничего, имеющего объем, кроме воздуха, которым мы дышим.

Например, как еда или питье, курение сигарет или кальяна, а также воздерживаться от совершения полового акта, онанизма (мастурбации), вызывания рвоты. И все это в промежутке времени от начала рассвета до полного захода солнца.

Поэтому тот, кто совершает по своей воле что-либо из вышеупомянутых вещей, зная о том, что это запрещено, и помня о том, что он соблюдает Пост, то его Пост нарушен.

Разговениями являются:

- Принятие пищи и питья, а также всего, что имеет объем (даже незначительный) и может попасть в организм через любое открытое отверстие – рот, нос (например, курение), а также то, что может войти в тело человека через передний и задний проход в период от рассвета до захода солнца. Если человек, забыв, что он соблюдает Пост, пил воду или ел (даже в больших количествах), но сделал это не сознательно, то его Пост не нарушается.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

«مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللهُ وَسَقَاهُ»

رَوَاهُ البُخَارِي

Это означает: «Кто при соблюдении Поста, забыв о нем, ел или пил, пусть продолжит свой Пост; Аллаh дарил ему еду и питье».

Передал имам Аль-Бухарий.

- Вызывание человеком у себя рвоты при помощи пальца или какого-либо предмета (даже если при этом ничего не попало обратно внутрь), нарушает его Пост. Если же рвота произошла независимо от воли человека (и при этом он ничего не проглотил), его Пост не нарушается. Однако в этом случае он обязан очистить рот от нечистой слюны.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

«مَنْ ذَرَعَهُ القَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ وَمَنِ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ»

رَوَاهُ الحَاكِمُ

Это означает: «Кого во время Поста вырвало не по его воле, то его Пост сохраняется, и за ним нет долга, а тот, кто вызвал у себя рвоту, обязан исполнить долг».

Передал Аль-Хаким.

- Совершение полового акта, а также выделение спермы при оргазме является причиной нарушения Поста. В случае если семяизвержение произошло вследствие наблюдения (в том числе за чем-либо запретным), а также в результате мысленного самовозбуждения, Пост не нарушается.

Пост не принимается от женщины в период менструации [3] и послеродовых выделений. За это время она обязана отдать долг.

Имеет рухса (разрешение) не поститься, даже если он может, путешествующий на большое расстояние, т.е. мусульманин-мусафир.

Также разрешается не поститься больному, беременной [4], кормящей грудью, если они не могут вытерпеть, боясь вреда для здоровья, но за это они впоследствии отдают долг, без искупления.

В день Поста необходимо отказаться от ниже перечисленных обстоятельств, при возникновении которых, рассматриваются два вида восполнений:

  1. обязывает только восполнение долга, без искупления;       
  2. обязывает восполнение долга вместе с искуплением.

К первому виду относятся следующие обстоятельства:

- при попадании вовнутрь чего–либо имеющего объём, но обычно не используемого для питания, как например: проглотить тесто или камень и т.п., так как при этом не обеспечивается потребность в пище;

- при прекращении Поста по уважительной причине, например: болезни или путешествия;

- при нарушении по причине насилия, например: если кто-то влил воду в рот спящему;

- при ошибочном прекращении поста, как например: начал кушать, думая, что солнце уже зашло, но это оказалось не так;

- при принятии пищи сознательно после того, как употреблял пищу по забывчивости, при этом, думая, по незнанию, что пост нарушился [5];

- при вызывании рвоты, заполняющей полностью рот, согласно избранному мнению [6];

- при выделении спермы в результате поцелуя или непосредственного прикасания к половому органу[7];

- при попадании вовнутрь чего-либо через передний или задний проходы, например: при использовании клизмы, а также при закапывании в нос или ухо, если капли прошли вовнутрь или к мозгу[8];

- при проглатывании остатков пищи, оставшихся между зубами после еды, размером с горошину и больше;

- при отступлении от Веры.

Ко второму виду относятся следующие обстоятельства:

- при попадании вовнутрь какого-либо объёма из того, что обычно обеспечивает потребность в пище и питье, даже если это было лекарство, в независимости от количества, если это произошло умышленно, без уважительных причин, и не по забывчивости;

- при любом виде курения;

- при умышленном совершении полового акта.

Нарушивший один день Поста месяца Рамадъан без рухса, совершением полового акта, попадает в грех, за который должен немедленно отдать долг и искупить его (каффарат-зыhар) – освобождением одного раба-мусульманина, если не смог, то должен поститься два месяца подряд; если и это не смог, то должен накормить шестьдесят нуждающихся – мискинов, давая каждомуполовину саа пшеницы или саа фиников, или ячменя.

Кяффарат (искупление) не выполняется за нарушенный Пост вне месяца Рамадъан, но мусульманин обязан возместить нарушенный Нафль-Пост без искупления.

Не нарушает Поста хиджама (кровопускание), сплетни или намерение о прерывании Поста, т.е. без самого прекращения Поста.

Запрещено поститься в дни праздников [9] и в дни Ат-Ташрик[10]. Является Макруh (нежелательным) поститься в один или два последних дня месяца Ша‘бан, а также в день сомнения. Исключением является Пост-нафль (дополнительный), для соблюдение которого, было твердое намерение, без колебания между Постом-нафль и другим [11].


[1] Большое ритуальное омовение.

[2] Полдень по Шари‘ату – это время между рассветом и заходом.

[3] В случае, если у женщины прекратилась менструация в течение дня, то ей является уаджибом воздерживаться от дальнейшего принятия пищи, несмотря на то, что пост этого дня не засчитывается.

[4] По школе имама Абу Ханифа беременная или кормящая грудью женщина в случае, если не держала Пост, по причине боязни за свое здоровье или за здоровье своего ребёнка, впоследствии обязана восполнить долг поста, без искупления.

[5] Не нарушается Пост, если кушал или пил по забывчивости, а также не нарушается Пост, когда берётся проба пищи на язык, без проглатывания.

[6] Если рвота не заполнила полностью рот, то Пост не нарушается.

[7] Не нарушается пост при выделении спермы по причине наблюдения за тем, что вызывает половое возбуждение или во время сна.

[8] Сюда также входит принятие лекарства во внутрь через отверстие оставшееся после операции в животе.

[9] Сюда относится праздники Идуль-Фитр, т.е. первый день месяца Шаууаль и Курбан-Байрам (10-е число месяца Зуль-Хиджа).

[10] Три праздничных дня после 10-го числа месяца Зуль-Хидджа (Дня жертвоприношения Курбан-Байрам).

[11] Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, что означает: «Не опережайте Рамадъан ни на один день и ни на два».