Вера в то, что Аллаh существует без места

Категория: Пятничная проповедь Просмотров: 3595

إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَعُوذُ بِاللهِ مِن شُرُورِ أَنفُسِنَا وَمِن سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَن يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَن يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَن لاَ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ ولا مَثِيلَ له ولا ضِدَّ له ولا نِدَّ له، وَأَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدَنَا وحَبِيبَنا وعظيمَنا وقائدَنا وقُرَّةَ أَعْيُنِنا مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ وصَفِيُّهُ وحبيبُهُ صَلَوَاتُ اللهِ وَسَلاَمُهُ عَلَيْهِ وَعَلَى كُلِّ رَسُولٍ أَرْسَلَه. الصلاةُ والسلامُ عليكَ سيِّدي يا رسولَ الله. الصلاةُ والسلامُ عليكَ يا سيِّدي يا صاحِبَ الذِّكرَى يا أبا القاسِم يا أبا الزَّهْراءِ يا محمد. أَمَّا بَعدُ عِبَادَ اللهِ، فإني أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ الْعَلِيِّ الْقَديرِ القائلِ في مُحْكَمِ كتابِه:

﴿ يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنْظُرْ نَفْسٌ مَا قَدَّمَتْ لِغَدٍ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ﴾

Хвала Аллаhу Всемогущему! Мы восхваляем нашего Творца и просим Его о помощи и прощении. Просим у Аллаhа защиты от зла наших скверных деяний. Того, кого Аллаh наставил на Истинный Путь, никто не введет в заблуждение, а кому Аллаh не дал быть на Истинном Пути, того уже никто не поведет верным путем.

Аллаh превыше всех недостатков и не похож ни на кого и ни на что. Нет подобного Ему и нет помощника у Него. Аллаh не нуждается ни в месте, ни во времени.

Наше наилучшее почтение Пророку Мухаммаду ﷺ который послан к людям и джиннам как милость, также Его братьям – Пророкам и сподвижникам, и тем, кто следует по их пути.

Я свидетельствую, что нет божества кроме Одного-Единственного Аллаhа, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад ﷺ – раб и Посланник Аллаhа.

Обращаюсь ко всем с призывом: будьте богобоязненными всегда и везде! Богобоязненность – это выполнение обязанностей и оставление грехов.

Уважаемые мусульмане! Аллаh не нуждается в созданном: ни в чем и ни в ком. Аллаh не нуждается ни в месте, ни в направлении, ни в чем-либо другом.

Достаточное доказательство этому приведено в Аяте из Кур`ана (Сура «Аш-Шура», Аят 11):

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ

Это означает: «Нет ничего подобного Ему».

Если у Аллаhа было бы место, то соответственно было бы  подобие Ему и границы: длина, ширина, высота, а это – абсурд. Кто обладает этими параметрами, тот создан и нуждается в том, кто ему их определил, следовательно, нуждающийся не является Богом. И это доказательство взято из Кур`ана.

Так же имеется доказательство из Хадиса, который передали имамы Аль-Бухарий, ибн Аль-Джаруд и Аль-Байhакый по достоверной непрерывной цепочке от Пророка Мухаммада ﷺ:

كَانَ اللهُ وَ لَمْ يَكُنْ شَيْءٌ غَيْرُهُ

Это означает: «Аллаh был Вечно, и ничего не было кроме Него», то есть не было воды, воздуха, земли, небес, Аль-Курсий, Аль-‘Арша, людей, джиннов, Ангелов, времени, места.... Всевышний существовал до создания места. Аллаh создал место и не нуждается в нем.

Уважаемые мусульмане! Имам Аль-Байhакый в своей книге «Аль-Асмауас-Сыфат» (Имена и Сыфаты) означающее: «Некоторые исламские ученые для доказательства того, что Аллаh существует без места, взяли слова Пророка Мухаммада где Он говорил:

أَنْتَ الظَّاهِرُ فَلَيْسَ فَوْقَكَ شَيْءٌ وَأَنْتَ الْبَاطِنُ فَلَيْسَ دُونَكَ شَيْءٌ

Это означает: «О Аллаh, Ты – Аз-Заhир, и Тебе не присуще «над»; Ты – Аль-Батын, и Тебе не присуще «под». Ученые объяснили: «Кому не присуще ни «над», ни «под», Тот существует без места».

Приведем еще одно доказательство, которое направлено против неверных высказываний тех, кто приписывают Аллаhу место. Сказал ‘Алий ибн Абу Талиб:

كَانَ اللَّهُ وَلَا مَكَانَ وَهُوَ الْآنَ عَلَى مَا عَلَيْهِ كَانَ

Это означает: «Аллаh был без места до создания Им места, и сейчас Он существует таким, каким и был», т.е. без места. Передал имам Абу Мансур Аль- Багдадий. Потому что тот, кто имеет место, границы или направление, нуждается в том, кто определил их ему, и, конечно же, не может быть Богом.

Дорогие единоверцы! Вера не основывается на иллюзиях и на воображении, а опирается на здравомыслящий ум, который является осмысленным свидетелем и подтверждает Законы Бога. Поскольку истинно и правильно существование Аллаhа без места и направления до их создания, то также истинно и правильно существование Аллаhа после создания их: без места и без направления. Это не отрицает Его существования.

Дорогие единоверцы! Кто говорит, что Аллаh в каждом месте или везде, тот - неверующий, если он понимает под этими словами, что Аллаh вселяется в какое-либо место. А если под этими словами он понимает, что Аллаh властвует над всем или знает обо всем, то он не попадает в куфр. Необходимо запрещать произнесение таких слов в любом случае.

Мы обращаем ладони к небесам при чтении ду‘а`, потому что оттуда спускается милость и благословение. Это не означает, что Аллаh находится там. При чтении Намаза направляемся в сторону Ка‘бы, потому что Аллаh повелел нам это, но это вовсе не означает, что Аллаh находится там.

Нельзя думать, что Аллаh имеет границу или занимает место. А так же, что Аллаh как воздух или как свет заполняет мечети, место или комнаты, так как это неверие. Мы называем мечети «Бейтуллаh» (с арабского «дом Аллаhа») не потому, что Аллаh там якобы находится, как полагают некоторые, а потому, что мы там поклоняемся Аллаhу.

Дорогие мусульмане! Смысл вознесения Пророка Мухаммада ﷺ на небеса было не приближение к Аллаhу по расстоянию. Отступает от Веры тот, кто так думает. А целью вознесения Пророка ﷺ было Его возвеличивание и показ Ему чудес, находящихся на небесах, и видение Аллаhа сердцем без места, без образа и направления.

Сказано в Кур`ане (Сура «Ан-Наджм», Аят 9)

فكَانَ قَابَ قَوْسَيْنِ أَوْ أَدْنَىٰ

Это означает: «Ангел Джибриль, мир Ему, приблизился к Пророку Мухаммаду на очень близкое расстояние». Пророк ﷺ увидел Ангела Джибриля, мир Им, таким, каким Аллаh создал Его: у Ангела Джибриля было шестьсот крыльев. Он настолько большой, что своими крыльями закрыл пространство от востока до запада.

Уважаемые мусульмане! Нельзя говорить про Аллаhа, что Он – житель небес, ибо «жители небес» – это Ангелы. Если бы Аллаh был на небесах, как думают и говорят некоторые, то Он «толпился» бы вместе с Ангелами, а это – абсурд.

Сказано в одном из Хадисов:

مَا فِي السَّمَاءِ مَوْضِعُ أَرْبَعِ أَصَابِعِ إِلَّا وَفِيهِ مَلَكٌ قَائِمٌ أَوْ قَاعِدٌ أَوْ رَاكِعٌ أَوْ سَاجِدٌ

Это означает: «Нет на небесах свободного места даже в четыре пальца, так как там Ангелы, которые молятся стоя, или в поясном поклоне, или в суджуде, упоминая и восхваляя Бога Всевышнего».

Ученый первых веков со времени Пророка Мухаммада ﷺ имам Абу Джа‘фар Ат-Тахауий (умер в 321 г. hиджры) сказал:

تَعَالىَ (يَعْنِي اللهُ تعالى) عَنِ الحُدُودِ وَالغَايَاتِ وَالأَرْكَانِ وَالأَعْضَاء وَالأَدَوَاتِ وَلاَ تَحْوِيهِ الجِهَاتُ السِّتُّ كَسَائِرِ المُبْتَدَعَاتِ

Это означает: «Всевышнему не присущи границы, пределы, углы и органы, как большие, так и малые. Не окружает Его ни одно из шести направлений, которые окружают всех созданных (вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад)».

Великий ученый, богобоязненный теолог, благочестивый суфий, имам Ахмад Ар-Рифа‘ий сказал прекрасные слова о нашем Создателе:

 غَايَةُ الْمَعْرِفَةِ بِاللَّهِ الْإِيقَانُ بِوُجُودِهِ تَعَالَى بِلاَ كَيْفٍ وَلاَ مَكَان

Это означает: «Наивысшее знание об Аллаhе – верить и признавать, что Аллаh существует без образа и без места».

Этими прекрасными словами великого учёного хочу закончить, сегодняшнюю хутбу. Просим Аллаhа даровать нам жить с Верой и соблюдением, а также уйти из жизни с Верой и покаянием. 

هَذَا وَأَسْتَغْفِرُ اللَّهَ لِي وَلَكُمْ

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَعُوذُ بِاللهِ مِن شُرُورِ أَنفُسِنَا وَمِن سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَن يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَن يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، والصلاةُ والسلامُ على سيِّدِنا محمد الصادِقِ الوَعْدِ الأَمينِ وعلى إِخْوَانِهِ النبيِّين والمُرسَلين. ورَضِيَ اللهُ عن أُمَّهاتِ المُؤمنين وآلِ البيتِ الطَّاهِرِين وعن الخُلَفَاءِ الرَّاشِدين أبي بكرٍ وعمرَ وعُثْمانَ وعليّ وعن الأَئِمَّةِ المُهْتَدِين أبي حنيفةَ ومالكٍ والشَّافعيِّ وأحمدَ وعن الأولياءِ والصالحين. أمَّا بعدُ عِبَادَ اللهِ فإنِّي أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ فَاتَّقُوهُ.

واعْلَمُوا أنَّ اللهَ أمَرَكُمْ بِأَمرٍ عظيمٍ، أَمَرَكُم بالصلاةِ والسلامِ على نبيِّهِ الكَريمِ فقال في مُحْكَمِ تَنْزِيلِهِ: ﴿ إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ ۚ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا﴾
اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى سَيِّدِنَا إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا إِبْرَاهيمَ وَبَارِكْ على سيّدِنا مُحمدٍ وَعلى آلِ سيِّدِنا مُحمدٍ كما بارَكْتَ على سيِّدِنا إبراهيمَ وعلى آلِ سيدِنا إبراهيمَ في العالَمِينَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيد

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ الأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَات